Пути соучредителей сети алкомаркетов "Градусы" разошлись, и теперь бизнес выставлен на продажу. Покупателя будет найти непросто, предупреждают эксперты.
Как стало известно "ДП", сеть из 63 алкомаркетов "Градусы" в Петербурге и Ленобласти выставлена на продажу. Актив входит в десятку крупнейших специализированных сетей по продаже алкоголя в России, годовой оборот "Градусов" составляет около 1 млрд рублей. Как сообщил "ДП" один из участников рынка, возможная причина продажи сети "Градусы" — конфликт учредителей Татьяны Ланцовой и Андрея Моисеева, в результате которого Татьяна Ланцова, владевшая 40% компании, выкупила долю партнера и выставила сеть на продажу.
Поиском покупателей занимается инвестбанк Advance Capital. Татьяна Ланцова комментировать продажу сети отказалась. В Advance Capital на запрос "ДП" не ответили. Сумма сделки неизвестна, но эксперты рынка оценили сеть в 130–170 млн рублей без учета стоимости товара и возможного долга.
На продажу и розница, и опт
Сеть "Градусы" была создана в 2012 году Татьяной Ланцовой и Андреем Моисеевым. Сеть аффилирована с крупным дистрибьютором алкоголя в Северо–Западном регионе — ООО "Рост". Партнеры вывели сеть на рынок на пике спроса, и она динамично расширялась, в 2015 году рост выручки составил 86%, до 1 млрд рублей. В 2015 году было открыто 28 магазинов. Прогноз по выручке на этот год — 1,5 млрд рублей. Валовая рентабельность на уровне 28%. Сеть открывает четыре–пять новых магазинов в месяц, говорится в презентации Advance Capital (есть в распоряжении "ДП"). "Градусы" планируют ежемесячно открывать два–три магазина в Петербурге и Ленобласти. Компания также рассматривает возможности выхода в Москву и Московскую область. Как следует из презентации, в сделку может войти и дистрибьютор "Рост". Оборот этой компании, согласно СПАРК, в 2015 году составил 1,9 млрд рублей, единственный владелец — Татьяна Ланцова. Компания "Рост" обеспечивает 33% поставок алкоголя в сеть "Градусы".
Продать конкурентам
Специализированная торговля алкоголем бурно развивалась в кризисный 2014 год, за год в Петербурге открывалось по 50 алкомаркетов, объем рынка составлял около 45 млрд рублей, однако сейчас специализированная розница испытывает проблемы. Помимо спада потребления алкоголя негативно сказывается внедрение системы "ЕГАИС".
"Мы пока воздерживаемся от развития, потому что ЕГАИС вызывает объективные технические сложности у поставщиков, сокращать сеть не будем, но и открывать в ближайшие полгода тоже не станем", — говорит Алексей Гулый, гендиректор сети алкомаркетов "Есенин". По его мнению, о покупке сети "Градусы" может задуматься один из крупных конкурентов, например сеть "РосАл 24" или "Ароматный мир".
"Градусами" могут заинтересоваться сети "Бристоль" (не присутствует в Петербурге) и "Норман", но все зависит от цены", — говорит глава FPB Investment Bank Николай Габышев. По его словам, сейчас сложно найти покупателей на небольшие розничные сети даже с учетом невысокой цены продажи: "Мы с этим столкнулись при продаже сети алкомаркетов в другом регионе России". Он оценил сеть "Градусы" в 126 млн рублей без учета товара и возможного долга (из расчета 2 млн рублей за один магазин). Алексей Гулый более оптимистичен в оценке — около 170 млн рублей за сеть. Но на конечную цену влияют показатели прибыльности, подчеркивает он.
По словам главы совета директоров сети "Норман" Вадима Юсупова, он еще не получал предложения купить сеть "Градусы". "Мне сложно оценить этот актив, не зная деталей. Но мы готовы развиваться в том числе и за счет покупки других игроков, все зависит от месторасположения магазинов, покупательских потоков, цены продажи", — сообщил он "ДП".