Приход в Иркутск крупной федеральной сети "Лента" совпал с активизацией регионального ритейла. Группа компаний "Слата" заявила, что в 2016 году намерена значительно увеличить собственную розничную торговую сеть. Как сообщил "Коммерсанту" председатель совета директоров ГК Вячеслав Заяц, компания планирует открыть 39 новых магазинов, таким образом увеличив сеть до 115 объектов. Аналитики прогнозируют, что в ближайшее время прихода новых крупных сетей федерального уровня в Иркутск ждать не стоит.
Группа компаний "Слата" в 2016 году намерена открыть 39 новых магазинов: семь супермаркетов "Слата" и 32 дискаунтера "Хлеб-Соль". Об этом "Коммерсанту" сообщил председатель совета директоров ГК Вячеслав Заяц. В настоящее время розничная сеть компании составляет 76 магазинов: 54 супермаркета "Слата", семь универсамов "Славный" и 15 дискаунтеров "Хлеб-Соль". В течение 2015 года сеть отрыла 25 магазинов, в том числе — в сельской местности.
Сегодня на рынке продовольственного ритейла в Иркутске основными игроками являются две региональные сети — "Слата" и Spar (работает по франшизе, владеет более чем 70 магазинами), а также три федеральных компании: "Метро" (гипермаркет в Иркутске открылся в 2012 году), действующий с весны текущего года гипермаркет "Окей", а также гипермаркет "Лента", начавший свою работу 18 декабря. В "Окей" "Коммерсанту" подтвердили, что рассматривают Иркутск для дальнейшего развития своего бизнеса, но не уточнили детали. На открытии "Ленты" генеральный директор Ян Дюннинг сообщал, что в ближайшие два года ритейлер планирует запустить еще три-четыре гипермаркета в Иркутске и Ангарске. Также компания намерена возвести в Иркутске распределительный центр, чтобы удешевить логистику.
По оценке Вячеслава Зайца, рынок продовольственного ритейла среднеразмерного формата (супермаркеты) в Иркутске в настоящее время практически заполнен, возможности для развития в основном есть или для дискаунтеров, или для крупных гипермаркетов. "Гипермаркеты имеют свою специфику — это покупки выходного дня, крупные закупки перед праздниками. Это своя ниша. Мы еще 10 лет назад, когда строили сеть, отдавали себе отчет, что надо занять собственную позицию, и выбрали работать в формате супермаркетов у дома, районных магазинов",— добавил он. По словам господина Зайца, большой потенциал для развития продуктовых сетей есть в районах Иркутской области, в связи с чем до 2019 года "Слата" намерена развиваться в Приангарье, не ведя экспансию в соседние регионы. За это время компания планирует довести число своих магазинов до 85 супермаркетов "Слата" и 150 дискаунтеров "Хлеб-Соль".
Региональный директор "Ленты" в Иркутске Руслан Ардовский в разговоре с "Коммерсантом" заметил, что развитие продуктового ритейла — на благо покупателя. "Я не думаю, что наш приход сильно негативно отразится на магазинах у дома. Наша локация такова, что сюда будут приезжать на машине",— добавил он, подтвердив, что компании имеют разные концепции.
"Сеть супермаркетов Spar также продолжает развиваться. В 2015 году было открыто несколько супермаркетов в новых перспективных районах Иркутска и Иркутской области, были отремонтированы и расширены площади супермаркетов на ул. Ширямова, 2, и в микрорайоне Юбилейный, 117", — сообщил "Коммерсанту" Анатолий Лобанович, представитель ритейлера. В настоящее время бренд Spar присутствует в Иркутске, Ангарске, Шелехове, Черемхово, Усолье-Сибириском, Саянске, Слюдянке, Тулуне, Братске и Улан-Удэ.
Аналитики полагают, что в ближайшее время в Иркутске будет развиваться именно региональный ритейл, ждать прихода новых федеральных сетей не стоит. "Города Восточной Сибири, в том числе Иркутск, в определенном смысле самые отдаленные от производителей города России. Транспортная доступность их неудовлетворительная,— сообщил "Коммерсанту" Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс".— Доставка грузов туда из Центрального федерального округа занимает около недели. Строительство гипермаркета занимает два года, но для работы гипермаркета необходимо иметь базу снабжения. Логистический терминал, строительство которого, в свою очередь, тоже занимает более года и стоит не менее $50 млн, будет рентабелен, если обслуживает не менее 10 крупных торговый точек. Видимо, сроки и стоимость строительства гипермаркетов и логистических центров, а также скорость и цена доставки пока не устраивают крупные сети, поэтому они не спешат покорять Восточную Сибирь".