Крупнейшие фармдистрибьюторы, в том числе «Протек», «Катрен» и «СИА Интер­нейшнл», теряют доли на рынке прямых поставок лекарств, показал рейтинг «Фарм­эксперта» за девять месяцев этого года. При этом игроки поменьше, наоборот, наращивают свое присутствие за счет мобильности и хорошего знания региональных рынков. Эксперты считают, что снижение доли лидеров рынка говорит лишь о том, что они больше стали продавать через посредников.

Как следует из рейтинга «Фарм­эксперта», на рынке прямых поставок лекарств доля «Протека» по итогам трех кварталов 2011 года сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 18,14 до 14,04%, у «Катрена» — с 13,11 до 11,88%, у «СИА Интернейшнл» — с 12,04 до 11,63%. Теряют рынок также «Роста» и Alliance Healthcare Rus.

Во второй пятерке, напротив, у всех игроков наблюдается рост. К примеру, «Пульс» увеличил долю с 1,8 до 2,3%, а «Империя-Фарма» — с 1,92 до 2,24%. При этом состав и позиции ведущих десяти игроков на рынке прямых поставок лекарств за год не изменились.

Компании второго эшелона очень активно начали конкурировать на региональных рынках с крупными игроками и отъедают у них долю, отмечает директор по исследованиям и консалтингу «Фармэксперта» Николай Беспалов. По его мнению, они переигрывают лидеров за счет большей мобильности и хорошего знания рынка. Небольшие фармдистрибьюторы активно стали вкладывать деньги в развитие, понимая, что если этого не делать сейчас, то потом они безнадежно отстанут, добавляет эксперт.

Впрочем, продолжаться это будет недолго, считает он. «Потеснить крупных игроков невозможно, у крупного бизнеса намного больше ресурсов, — поясняет г-н Беспалов. — Небольшие игроки быстро достигнут своего потолка, и развитие прекратится». Снижение доли крупных компаний в прямых поставках в пользу региональных игроков и дистрибьюторов второго эшелона — временное и несущественное явление, соглашается руководитель логистического проекта «Фармат» Дмитрий Даин.

То, что у лидеров снижаются доли на рынке прямых поставок, совершенно не означает, что у них падают обороты, утверждает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Напротив, у них продажи растут, уверен он. Это подтверждают и данные «Протека»: рост коммерческого направления за девять месяцев 2011 года составил порядка 8%, сообщили в пресс-службе компании.

Это означает, что у крупных компаний растут объемы отгрузок другим дистрибьюторам, объясняет г-н Шуляк. «При невысоких темпах роста рынка — а в этом году он вырос всего на 12% — ведущие национальные дистрибьюторы сталкиваются с проблемой сбыта, — говорит он. — За счет продаж вторичным дистрибьюторам националы поддерживают свой оборот. Если аптеки товар не берут, они со скидкой продают его региональным дистрибьюторам. Причем у тех стоки хранятся на местных складах».

Со временем снижение доли может быть у всех дистрибьюторов, предсказывает Дмитрий Даин. И потеснят их производители, которые все активнее увеличивают прямые поставки в аптечные сети и участвуют в государственных тендерах.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments