Google разрабатывает собственный индекс потребительских цен — на основе данных сайтов интернет-магазинов. Но вряд ли Google Price Index (GPI) станет альтернативным показателем инфляции.

О проекте Google по подсчету изменения цен на товары в интернет-магазинах рассказал на конференции в Колорадо его руководитель, главный экономист Google Хал Варьян, пишет Financial Times. Система пока работает в тестовом режиме, но тем не менее уже демонстрирует любопытные результаты. Так, GPI показывает, что с рождественских праздников в США наблюдается отчетливый тренд движения к дефляции, в то время как в Великобритании, по словам Варьяна, за тот же промежуток времени можно заметить небольшой инфляционный тренд, что объясняется, на его взгляд, слабостью фунта.

Ценовой индекс Google может стать неофициальным показателем инфляции — так же, как, например, для наглядного определения паритета покупательной способности валют часто используют индекс бигмака, вычисляемый журналом The Economist с 1986 г. Он использует цену этого бутерброда от McDonald’s в разных странах для определения реального курса местной валюты.

Интернет помогает получать и обновлять экономические данные гораздо быстрее, объясняет Варьян преимущества индекса Google. Официальная статистика собирается вручную по ценам в магазинах и публикуется лишь раз в месяц, да еще с задержкой в несколько недель. Но GPI нельзя считать полной заменой официального индекса потребительских цен, подчеркивает Варьян.

Индекс GPI был бы полезен в сочетании с традиционными замерами инфляции, считает Оксана Осипова из Центра развития Высшей школы экономики. Традиционный индекс потребительских цен учитывает изменения цен на товары в интернет-магазинах, хотя и не учитывает их отдельно, сообщил «Ведомостям» представитель минтруда США, которое рассчитывает этот индекс. Возникает вопрос, насколько репрезентативна потребительская корзина интернет-магазинов, говорит Осипова.

Варьян не спорит, что в интернет-магазинах совсем другая корзина товаров и услуг: например, если в официальном индексе доля недвижимости в подсчете инфляции составляет 40%, то в интернете — всего 18%. GPI хорошо коррелирует с индексом инфляции цен таких потребительских товаров, как часы или фотоаппараты, которые чаще всего продаются в интернет-магазинах — в отличие, к примеру, от автозапчастей.

Кроме того, непонятно, как рассчитывать индекс по отдельным странам, говорит Осипова: с одной стороны, они отличаются по уровню развития интернет-торговли, а с другой — интернет-торговля интернациональна. Но в конечном итоге это постепенный переход на глобальные показатели инфляции, замечает она.

GPI — закрытый проект, говорит представитель Google Алла Забровская, публичных данных по методике его расчета и значению нет, пока индекс рассчитывается для США и Великобритании.

Google вообще еще не решил, будут ли данные по GPI открытыми, заключил Варьян.

Онлайн-доля

В Германии на дистанционную торговлю приходится 7% розничного оборота, в России эта доля менее 1%, говорит член правления Otto Group Александр Биркен. Примерно 1% розницы в России приходится на онлайн-сегмент, согласен представитель Ozon.ru Михаил Осин: через интернет чаще покупают книги и электронику, реже – одежду и продукты.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments