ИД Retailer продолжает подводить итоги уходящего года. На этот раз мы вместе с управляющим партнером Management Development Group, Inc. Дмитрием Потапенко изучили важнейшие для розницы сделки, заключенные в 2015 г. На этом поприще активно отметилась X5 Retail Group, много сделок было в фэшн-сегменте, консолидировались аптечные сети.

Сделки в FMCG сегменте

Для X5 Retail Group 2015 г. был урожайным на сделки, компания приобрела сразу несколько региональных сетей. Благодаря проведенным сделкам, компания приросла более чем 250 магазинами, которые были ребрендированы в "Пятерочки" и "Перекрестки". Представляем дайджест сделок года второго российского ретейлера.

X5 Retail Group и "СосеДДушка"

В июле X5 Retail Group провела сделку по покупке ста магазинов оренбургской сети "СосеДДушка", принадлежавшей семье местного бизнесмена Алексея Пикалова. За счет покупки "СосеДДушки" X5 почти в три раза увеличила количество своих магазинов в Оренбургской области. В Оренбурге работал 61 универсам "СосеДДушки", еще 39 — в области. Общая площадь магазинов сети — около 63 тыс. кв. м, торговая — 36,7 кв. м. До сделки Х5 управляла в регионе 54 "Пятерочками" и одним гипермаркетом "Карусель".

X5 Retail Group и "Наш"

Весной X5 Retail Group купила йошкар-олинскую сеть магазинов "Наш". В результате ретейлер получил 26 магазинов в республике Марий Эл и один — в Чувашии. Средняя торговая площадь одного объекта — от 600 до 700 кв. м, все они расположены на арендованных площадях. На площадях этих магазинов Х5 открыла "Пятерочки" и три "Перекрестка". Сделка позволила X5 почти удвоить свою сеть в Марий Эл.

X5 Retail Group и Spar

На счету X5 Retail Group также сделка по покупке 100% акций АО "Спар-Ритейл", принадлежавшего A&NN Investments Ltd Александра Мамута. Компания управляла 26 магазинами Spar в Москве, Московской области и Владимире. Средняя площадь приобретенных магазинов составляет 400–1600 кв. м. Большинство из них интегрировались в торговую сеть "Перекресток", несколько объектов перевели под "Пятерочки". Благодаря сделке торговая сеть "Перекресток" укрепила свои позиции в Москве и Московской области.

X5 Retail Group и "Росинка"

В августе X5 Retail Group приобрела 104 магазина ГК "Росинка", расположенные в Орловской, Воронежской, Липецкой, Курской и Тамбовской областях. Магазины под брендами "Росинка", "Апельсин" и "Сберегайка" были ребрендированы в магазины X5. Суммарная площадь магазинов превышает 78 тыс. кв. м, торговая площадь — почти 42 тыс. кв. м.

X5 Retail Group и "Добрыня"

В сентябре один из лидеров отечественной розницы приобрел пермскую продуктовую сеть "Добрыня". 12 из 18 объектов "Добрыни" сданы в аренду на сроки от 6 до 10 десяти лет под магазины "Пятерочка" и "Перекресток". "Добрыня" была первой в Перми продуктовой сетью под единым брендом, первый магазин открылся в 1999 г.

Комментарий Дмитрия Потапенко:

Сделки достаточно разношерстные. Увеличение количества магазинов — это хорошо. Но могу сказать так. Если говорить о "Пятерочках", ключевой фактор таких сделок — система управления, сейчас при такой экспансии и массовом заходе в регионы важно правильно "подожрать" систему управления. Здесь важны не столько сами объекты, сколько важен менеджмент — сможет ли менеджмент управлять навалившимся добром. Компанию ожидает изменение системы принятия заказов, их исполнения, особенно там, где компания начинает "съедать" игрока, лидировавшего по количеству. Так что это тяжелый удар для подразделения X5, управляющего в этом регионе.

Что касается "Перекрестков" — 10–15% объектов, выбранных под эти магазины, неудачны, не соответствуют положению и уровню, есть спорные объекты.

"О’Кей" и "Лента"

"О’Кей" продал три земельных участка и три торговых объекта "Ленте". Два магазина находятся в Челябинске, один — в Волгограде, земельные участки расположены в Челябинске, Омске и Таганроге. "При пересмотре инвестиционного портфеля "О’Кей" выходит из городов, не являющихся приоритетными для долгосрочного развития компании, и перенаправляет средства в наиболее перспективные объекты и регионы", — прокомментировал сделку генеральный директор ретейлера Хейго Кера. Часть вырученных от продажи средств "О’Кей" направил на оптимизацию долга компании.

Комментарий Дмитрия Потапенко:

Форматы гипермаркетов близки, это наиболее комфортная сделка. Надо понимать, мы видим объединенный менеджмент. Прежний директор магазина останется, руководители категорий остаются. Поэтому управление осложнено этим фактором.

"Заодно" и Владимир Потанин

Долю в сети фиксированных цен "Заодно" президент "Интерроса" и совладелец "Норильского никеля" Владимир Потанин купил еще в конце 2014 г., однако известно об этом стало только этим летом. Условия сделки не раскрываются. Сейчас бизнесмен владеет самым крупным пакетом ретейлера, ему принадлежит 38% компании. Сеть "Заодно" насчитывает более 70 магазинов в Москве и других регионах Центрального федерального округа, а также во Владикавказе, выручка ретейлера может достигать 2,5 млрд руб.

Комментарий Дмитрия Потапенко:

Неоднозначная идея. Ретейл — привлекательное место размещения финансовых средств, да. Но на мой взгляд, формат "Заодно", идущий в конкуренцию с Fix Price, — не самое привлекательное место для инвестиций. Было бы разумно развивать одного из ретейлеров, который уже зарекомендовал себя на рынке. С Fix Price будет непросто конкурировать. Вход в стартап на этапе, когда нужны инвестиции высокого уровня, с точки зрения эффективности размещения денег, сомнителен.

"Яндекс" и "Едадил"

Компания "Яндекс" в сентябре приобрела 10% в сервисе "Едадил", предназначенном для мониторинга скидок в супермаркетах и магазинах детских товаров, а также подписала соглашение о дальнейших инвестициях.

В рамках соглашения "Едадил" получила доступ к технологиям "Яндекса", которые помогут сервису развить персонализированную рекламу офлайн-предложений магазинов. Сумма сделки не разглашается.

Сервис "Едадил" основан в 2012 г. Наталией Шагариной и Святославом Ивановым. Аудитория проекта насчитывает около 70 тыс. человек.

Комментарий Дмитрия Потапенко:

"Яндекс" начал уходить от концентрированной аудитории. У "Яндекса" было больше своих возможностей, чтобы развивать свой проект "Яндекс.Маркет". Смысла в этом нет, трафик, который он приобретет, лучше было бы направить в другой проект.

Сделки фэшн-сегмента

Pandora и Сбербанк

В марте Сбербанк приобрел сеть ювелирных магазинов Pandora. Банк выкупил 100% Panclub Enterprises Limited, который развивает ювелирную сеть Pandora в России. В мае 2014 г. Сбербанк выдал кредит ЗАО "Панклуб" (российская "дочка" Panclub Enterprises) и получил 35% компании в собственность и остальное в залог. Кредитное соглашение предусматривало право Сбербанка продать 35% компании обратно (пут-опцион). Обязанность исполнить пут-опцион лежала на холдинговой компании Trellas, которая является головной для ГК "Связной". Срок опциона истекал 1 марта 2015 г., однако Trellas не исполнила свои обязательства по выкупу акций. В результате Сбербанк стал владельцем заложенных в качестве обеспечения по предоставленному "Панклубу" финансированию 65% акций компании Panclub Enterprises, консолидировав у себя 100% акций компании. Общая сумма инвестиций Сбербанка в сеть Pandora составила 13,6 млрд руб., эта сумма включает кредит и покупку 35% акций.

Комментарий Дмитрия Потапенко:

Сделка, конечно, вынужденная — результат осколков компании "Связной". Сбербанк остался с этим активом вынужденно, другого варианта нет. Этот проект нужно реструктурировать с точки зрения самой концепции — изменение менеджмента, позиционирования, дополнительные вливания. Но, с учетом того, что у Pandora есть головная компания в Дании, сделать это непросто. Сбербанку не позавидуешь, свои деньги нужно возвращать, патовая ситуация.

Stockmann и Reviva Holdings Limited

Финский ретейлер Stockmann 27 ноября сообщил о продаже своих российских торговых центров. Покупателем стала компания Reviva Holdings Limited, которая является владельцем Debruss (российской франшизы сети международных универмагов Debenhams). Сумма сделки составила всего €5 млн. Stoсkmann заявил о многолетней убыточности своего российского бизнеса. Reviva Holdings получит семь универмагов, а также право 2 года использовать бренд Stockmann в России.

Stockmann и Seppala

Еще Stockmann в 2015 г. продал дочернюю компанию Seppala ее нынешним топ-менеджерам. Соответствующий договор финский концерн подписал с исполнительным директором дочерней компании Эвелииной Мелентьефф и ее супругом Тимо Мелентьеффом. Сделка касается магазинов сети в Финляндии и 20 магазинов в Эстонии. Оборот Seppala в прошлом году составил €92,6 млн. Коммерческие убытки сети в 2014 г. оцениваются более чем в €25 млн, а общий оборот Stockmann в минувшем году упал на 11,6% до €205 млн. Представители концерна назвали основной причиной падения финансовых показателей резкое ослабление российского рубля. На Россию и Украину приходилось 17% оборота выручки Stockmann.

Комментарий Дмитрия Потапенко:

Stoсkmann была одна из первых сетей, которая вышла на российский рынок. Компания уходит с рынка, говорить, что на ее место можно поставить что-то аналогичное, нельзя. Аналогичных ей — формата совмещения продуктов, одежды, товаров для дома — нет. Площади раздербанят на другие проекты. Сумма сделки неоправданна, в рамках сделки продавались договоры аренды, поэтому цена такая низкая. Продажа Seppala — это продолжение той же истории с проблемами холдинга.

Diva и Nexis Group

Российская сеть магазинов бижутерии и аксессуаров Diva продана Nexis Group. В сделку вошли 106 собственных магазинов компании, а также права аренды и мастер-франшизы, принадлежавшие ООО "Дива". Среди претендентов на Diva были сети Valtera и Sunlight, названная аналитиками сумма сделки — 300 млн руб. Nexis Group занимается проектами в сфере недвижимости, развивает "Акадети" (товары для детей), F5 jeans (одежда) и другие бренды.

Комментарий Дмитрия Потапенко:

Ювелирка села на задницу очень конкретно, это не последняя сделка в этом сегменте, надо сейчас скидывать такие активы, рынку будет не до этого. Но сумма сделки хорошая, завтра такой цены уже может и не быть.

Adidas и Rockport

В январе Adidas продала обувной бренд Rockport за $280 млн инвесткомпании Berkshire Partners и производителю спортивной обуви New Balance. В Adidas тогда заявили, что компания намерена сконцентрироваться на своем ключевом направлении — спортивных товарах.

О закрытии сделки было объявлено в августе. Вскоре после этого Rockport объявил об уходе из России. www.retailer.ru/item/id/123323/

Комментарий Дмитрия Потапенко:

Сейчас будут либо спонсировать магазины правообладатели (Nike, Adidas), либо они будут уходить из России, всех переиграют универсальные магазины. Монобренды будут сворачивать работу. Ждем перепродажи этого актива. Инвестиционной компании, также как и производителю, Rockport точно не нужен. Думаю, это произойдет через 8–12 месяцев. Например, злейшим конкурентам — Nike.

Ozon и KupiVIP

В апреле интернет-магазин Ozon продал онлайн-площадку по продаже обуви и аксессуаров Sapato.ru, которую он купил в 2012 г. Покупателем выступил KupiVIP. Ни одна из сторон не раскрыла сумму сделки, гендиректор Ozon Group Дэнни Перекальски сказал лишь, что она была денежной. Продажу Sapato в Ozon объяснили реструктуризацией холдинга. Дэнни Перекальски тогда пояснил, что площадка "дублирует проекты в рамках одной группы компаний". Сейчас Sapato работает как отдельный онлайн-магазин, используя инфраструктуру KupiVIP.

Комментарий Дмитрия Потапенко:

В конечном итоге, все площадки сольются в Ozon и Amazon. Интернет-ретейлеры фэшн-сегмента испытывают серьезные трудности, я сомневаюсь, что у нашего онлайн-ретейла хватит сил на конкуренцию с гигантами.

Аптечные сделки

"36,6" и A.v.e Group

Аптечная сеть "36,6" провела допэмиссию в обмен на активы A.v.e Group (аптеки A.v.e, "Горздрав", "Стар и млад") в рамках слияния двух компаний. Сеть "36,6" приобрела 100% операционных компаний "Аптека-А.в.е" и "Аптека-А.в.е-1", разместив по преимущественному праву приобретения акций 57% запланированной допэмиссии. Основная часть акций была размещена в пользу Palesora Ltd (контролирующий акционер "Аптечная сеть 36,6"), которая оплатила акции активами A.v.e Group. Таким образом, активы A.v.e стали частью группы "36,6".

Комментарий Дмитрия Потапенко:

Здесь неизвестно, кому от этого стало легче. A.v.e был бренд "элитный", если такое слово можно применить к аптекам. Что касается "36,6", я бы на их месте стал смотреть лучше на дешевые аптеки, больше внимания уделил "Горздраву", а не купил их аптеки A.v.e .С учетом проблем "36,6", им лучше концентрироваться на проектах в низком ценовом сегменте. По итогам этой сделки компания получила разные группы по управлению, такие сделки в России менеджерский состав может не переварить.

"Роста" и "Ладушка"

Осенью фармацевтическая группа "Роста", под управлением которой находятся 875 аптек "Радуга" и "Первая помощь", приобрела 39 компаний, образующих аптечную сеть "Ладушка". Сеть "Ладушка" была создана в 2001 г., насчитывает 270 аптек-дискаунтеров в Приволжском, Центральном и Сибирском федеральных округах. После сделки "Роста" стала насчитывать более 1100 точек продаж. Бизнес "Ладушки" эксперты оценивали в 1,5–1,7 млрд руб. без учета долга. Объединенную сеть игроки рынка уже оценили как третью по выручке благодаря прочным позициям "Ладушки" в Поволжье.

Комментарий Дмитрия Потапенко:

Сделка не прозрачна. Какой будет эффект, говорить затруднительно, каждый кусок из большой структуры компании надо смотреть отдельно. Неясно, кто стал бенефициаром от этой сделки.

Сделки в сегменте БТиЭ

PPF и EMMA Group

Летом чешская группа PPF продала долю в российской розничной сети "Эльдорадо" в размере 20% EMMA Group Иржи Шмейца. Сейчас доля PPF в "Эльдорадо" составляет 80%, а EMMA Group — 20%. В рамках сделки PPF также выкупила у EMMA Group по 2% в Home Credit B.V. и Air Bank a.s.

Комментарий Дмитрия Потапенко:

У всех ретейлеров сегмента БТиЭ сейчас должно быть другое занятие — продолжать заниматься ассортиментом, вырабатывать новый концепт. Новый год будет годом серьезных озарений, я думаю, кто-то из гигантов не выдержит кризиса. На мой взгляд, PPF просто избавилась от лишней головной боли, продав часть своей доли.

DNS и "Спектр техники"

Приморский цифровой ретейлер DNS осенью закрыл сделку по поглощению местной сети по продаже бытовой техники "Спектр техники". "Это некое смещение интересов в сторону развития сегмента бытовой техники. Можно сказать, что пробный шар, мы хотим попробовать развить это направление", — заявил тогда вице-президент по развитию группы DNS Сергей Мещанюк.

Первая торговая точка "Спектра техники" открылась в 1994 г., и через несколько лет "Спектр" стал одной из крупнейших компаний по продаже техники на рынке Приморья. Для DNS такая сделка — нехарактерный способ развития, на счету ретейлера покупка петербургской сети "Компьютерный мир", ранее компания делала ставку только на органический рост.

Комментарий Дмитрия Потапенко:

Лучше часть приобретенных магазинов DNS скинуть кому-то другому. Чисто по местоположению, процентов 10 располагаются в неудачной для компании локации. Но через покупку ретейлер увеличил себе поток, это замечательно. Тревожит меня даже не эта сделка в сети, у компании сейчас те же проблемы, что и у других электронщиков. Поток клиентов падает, но DNS твердо стоит на своем профиле, в отличие от других компаний этого сегмента. Взамен нужно сокращать площади.

Итог:

Если оценивать в целом все сделки года, конечно, год был непростой, дальше времена будут еще более хлесткие, в чистом виде сделок будет меньше. Большие компании будут скупать игроков менее прозрачных в регионе — им будет сложнее купить прозрачные компании. Поэтому будут увеличиваться временные затраты на due diligence и исправление ошибок. Так что на ниспадающем рынке год на сделки был не самый худший.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments