Петербургские бизнесмены включились в дискуссию о новых критериях оценки качества работы губернаторов.

Возврат страны к практике прямых выборов губернаторов вызвал дискуссию о новых критериях оценки качества работы действующих глав регионов. С 2005 года список из 30 критериев, в который входили, в частности, динамика обрабатываемых сельхозземель, преступность госслужащих, долги по зарплате, уровень дотационности регионального бюджета и многое другое, увеличился до 300. С предложением пересмотреть систему оценки, сократив список критериев до 10 параметров, на прошлой неделе выступил вице-премьер Дмитрий Козак.

Логика федералов понятна. В отличие от кремлевской администрации избиратель не будет разбираться в цифрах макроэкономических показателей и коэффициентах эффективности экономического развития регионов. По большому счету наплевать избирателю и на то, сколько процентов на парламентских или президентских выборах наберут кандидаты от "Единой России".

Таким образом, чтобы оценить шансы того или иного губернатора, кремлевским политтехнологам придется поставить себя на место жителя того или иного региона. Пробным шаром могут стать выборы губернатора Петербурга, в ходе которых Георгию Полтавченко, возможно, придется "подтвердить мандат доверия горожан".

"ДП" предложил читателям составить свой список критериев эффективности губернатора.

Первый заместитель генерального директора ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал" Геннадий Никандров:

"Честно сказать, Валентина Матвиенко за все время пребывания на посту губернатора была на нашем предприятии один раз. Она и члены ее делегации, оказывается и не знали, что в городе есть такой крупный завод. Руководители региона зачастую не знают промышленность. Я понимаю, что станки и железо не так интересны, как презентация нового бизнес-центра. Но именно промышленность приносит городу основные дивиденды. Крупные машиностроительные предприятия — это рабочие места для высококвалифицированных специалистов, а у нас в городе 90% ВУЗов готовят технических специалистов, которым нужно где-то работать. В общем, региональные власти должны защищать промышленность, поддерживать ее, хотя бы, как минимум, уделять ей больше внимания. Иначе количество промпредприятий будет сокращаться, чтобы развалить завод много не нужно, промышленность весьма уязвима. Посмотрите в городе не осталось ни одного станкостроительного завода. Где радиоэлектронные предприятия?"

Президент ассоциации промышленных предприятий Санкт-ПетербургаВалерий Радченко:

"Плод работы губернатора — это улучшение качества жизни людей. Прежде всего, это доступное качественное медицинское обслуживание. В нашем городе большинству горожан, а в частности пенсионерам, нормальное медицинское обслуживание недоступно. Формально есть льготные лекарства для пенсионеров, но их не приобрести. Не хватает детских садов. Еще огромная проблема с транспортным обслуживанием, город в диаметре уже превысил 100 км. Нас ждет транспортный коллапс. Нужна разумная миграционная политика, давайте задумаемся, кто сейчас едет в город? Не из-за приезжих ли возрастает криминогенная обстановка в городе?"

Леонид Гарбар, ресторатор, гендиректор "Свои в городе":

"Судить о качестве работы губернатора можно по двум показателям: чистота в городе и количество туристов. Если в городе чисто, если его посещает большое количество туристов, значит он в порядке, он привлекателен для гостей. А значит, он привлекает больше денег, больше зарабатывают рестораны, больше платят налогов, что ускоряет развитие города, позволяет поддерживать и социально незащищенные слои населения. А разговоры о коррупции — это не критерий, это разговоры".

Аркадий Пекаревский, бывший совладелец торговой сети SELA, акционер кондитерской  фабрики "Ацтек":

"Губернатор, прежде всего, должен  быть хорошим  управленцем. Один из основных показателей  этого — четкая и эффективная  работа  подразделений и комитетов, которые взаимодействуют с бизнесом. К примеру, если  по закону  положено выдавать какие-либо документы  или правообразующие акты через месяц, то они должны  быть выданы  точно в  срок. Я понимаю, что смена  власти всегда  влечет за собой некоторые задержки, но тем не менее ротации в руководстве тех или  иных органов власти не должны  сказываться на  установленных законом сроках согласования. В качестве положительного примера  работы  госструктур с населением можно привести открывшийся в городе Единый центр подготовки  документов. Человек понимает, что придя в такой центр и заплатив  необходимую сумму, он получит качественную услугу  за вполне ясный и короткий срок. Мне кажется, что для бизнеса в городе  должна  быть создана аналогичная структура. Что касается  горожанина, то одним  из главных критериев  оценки  работы  любого губернатора является  безопасность, то  есть качество и эффективность обеспечения правопорядка и контроль за деятельностью правоохранительных органов. Дороги, чистота улиц, качество жилого фонда — это более субъективные показатели, поскольку они во многом зависят  от федерального финансирования. Здесь сложно обозначить, чем  ограничены полномочия губернатора".

Дмитрий Майоров, гендиректор "Русь: Новые территории":

"Существуют общие показатели, которые более-менее отражают реальную ситуацию в регионе. Если говорить об экономических — это уровень производства продукции, безработицы, покупательской способности. К социальным относятся рождаемость, смертность, соотношение дохода на душу населения и стоимости потребительской корзины. Другими словами, речь идет об ощущениях и уровне комфорта простых граждан. Покупают машины, ездят в отпуска, рожают детей — значит, жизнь стала лучше. Причем важно, чтобы все это происходило не за счет заемных средств (кредитов или роста госдолга), а на собственные доходы. Я думаю, это и есть главные показатели работы губернаторов. Достаточно пяти-шести пунктов, чтобы понять, насколько хорошо они работают".

Алексей Феликсов, генеральный директор ювелирных сетей "585" и "Золотой":

"Как человек с активной гражданской позицией, я выделяю наиболее существенные проблемы, которые остро встают перед каждым губернатором Российской Федерации. Несомненно, значительная часть из них напрямую связана с текущими проблемами г. Санкт-Петербурга: уровень лояльности населения к губернаторам и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; прозрачность и открытость расходования государственного бюджета; уровень коррупционности власти; уровень безработицы в регионе; процент абортов в соотношении с рождаемостью; состояние дорог, не отвечающих нормативным требованиям; наличие внешних инвестиций; открытость торговых сетей для местных производителей; доля населения, употребляющих наркотики и алкоголь; удовлетворенность населения медицинской помощью".

Леонид Тубин, генеральный директор ЗАО "ГИТТИН" (производство натурального мыла ручной работы в Сестрорецке и торговля им по всей России, а также поставки лечебной грязи и прочих лечебных продуктов в санатории):

"Государственные органы в Петербурге работают плохо. Они вынуждены следовать инструкциям, которые противоречат реальной жизни. Действия госорганов часто не согласованы. Примером может служить наша история. Мы арендуем площади у КУГИ, но водоснабжение нашей производственной площадки организовано таким образом, что оно как бы есть, но оформить его до конца на нашу компанию мы не можем по каким-то мифическим техническим причинам и потому работаем на привозной воде. Сегодня у того же КУГИ, как представителя собственника есть три функции: это сбор денег, сдача в аренду помещений и создание препятствий к выкупу помещений. Таким образом, получается, что у госсобственности нет собственника. Конечно, справедливо будет заметить, что органы стали работать вежливее в последние годы, но каждый их шаг зарегулирован. Чиновники боятся высказывать собственное мнение, а им сегодня нужна именно свобода действий, ограниченная Конституцией и совестью. Тогда жить в Петербурге стало бы легче. А так у них работает только инстинкт самосохранения. Пример — конкурсы на кардиосанатории, которые проводят ежегодно. Каждому, прошедшему лечение на сердце — оперативное и в ряде других случаев, полагается путевка в кардиосанаторий. И всем ясно, что этих санаториев в городе не хватает, и все равно на эти путевки проводят процедуру конкурса, которая затягивается на несколько месяцев. А люди в это время умирают. И самое интересное, что чиновники, которые проводят эти конкурсы, спят спокойно".

Роман Курбатов, генеральный директор ООО "Предприятие "Диапазон" (теннисные корты на Крестовском острове, спортивный комплекс, магазины шаговой доступности на остановках городского транспорта и сеть кафе "Троицкий мост"):

"Для меня критерием работы губернатора является работа госорганов на местах. Мы строим спортивный комплекс на Крестовском острове — теннис, залы для йоги, бассейн. И часть нашего участка оказалась на Южной дороге. Мы обратились в КУГИ, чтобы изменить договор аренды и границы участка. Часть строящегося открытого бассейна оказалась на территории чересполосицы. Все элементарно, но — дальше следите — КУГИ пишет письмо в Спорткомитет: целесообразно ли иметь бассейн при теннисных кортах? И получает ответ: "не обязательно". И такое происходит на каждом шагу. Людей, которые подписывают такие вещи, их нужно просто отстранять. В городе нужен Чрезвычайный комитет, куда подобные факты бы стекались, и по ним губернатор должен оперативно делать выводы. Работа городских властей должна стать адекватной. А так работа идет и все заняты и пишут друг другу такие вот письма".

Александр Шабасов, руководитель проектного офиса ОАО "Росжелдорпроект" по Северо-Западу:

"Главный критерий — отсутствие двойных стандартов. Не должно быть ситуаций, когда одним компаниям можно все, а другим — ничего. Когда власть в работе с интересными для нее инвесторами делает акценты на исключениях из общих правил, другим на рынке места не остается. А еще эффективность работы градоначальника должна мериться чистыми улицами, а не числом перерезанных ленточек на новых объектах".

Андрей Тетыш, президент Гильдии управляющих и девелоперов:

"Давать оценку деятельности можно тогда, когда у нее есть цель. А у нас никто не дает точной формулировки цели работы губернаторов. Человека назначают не на задачу, а на должность: чтобы "в целом работать". Главное, чтобы он был лояльным. На мой взгляд, критерием оценки в такой ситуации должна быть обратная связь. Важно мнение людей, горожан. А еще нельзя ставить знак равенства между понятиями "государство" и "чиновник". Пока это происходит, система пытается оценивать себя изнутри и видит кривую картинку". 

Евгений Дубенский, президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада:

"Основной критерий — это уровень жизни населения. Плюс особенности региона: например, в Петербурге остра проблема расселения коммуналок, наличие инфраструктуры, развитие метро и наземного транспорта, пробки, экология. С точки зрения бизнеса важна экономическая среда. Помимо федеральной, местные власти могут много сделать, например в Калуге очень хороший деловой климат. Для этого надо создать элементарные вещи, например электронный документооборот. Иногда это важнее, чем географическое положение региона. Проблемы в регионе решается через опросы инвесторов или горожан, а не по статистике: сколько машин купили или какой уровень рождаемости и сколько инвестиций".

Максим Широков генеральный директор ОАО "Компания "Усть-Луга":

"Как гражданин я оцениваю качество работы губернатора по уровню благосостояния населения региона, степени развитости инфраструктуры, в том числе государственной, и качеству среды проживания человека. Губернатор должен следовать принципам устойчивого развития территории, что включает соблюдение экологического равновесия, экономической стабильности и социального благополучия. Как управленец я смотрю на уровень взаимодействия власти и бизнеса, на наличие благоприятных инвестиционных условий и степень открытости чиновников, а по сути подчиненных губернатора. Ну, а как человек с активной жизненной позицией, я считаю, что критерием качества работы губернатора должны быть проценты проголосовавших за него жителей региона, если он примет решение избираться на очередной срок".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments