В Петербурге началась "революция" малого бизнеса. Строительство магазинов шаговой доступности начнет финансировать город, кроме того — им разрешат торговать алкоголем.
Об изменении петербургской программы магазинов пешеходной доступности "Деловому Петербургу" сообщил председатель КЭРППиТ Сергей Бодрунов: "Отойдем от строго выделяемых под магазины в аренду 150 м2, предложим субсидии тем, кто возьмется за строительство магазинов на собственные. По его словам постановление правительства об изменении городской программы пешеходной доступности уже готовится.
Программа пешеходной доступности работает в Петербурге 3 года. За этот срок открыто всего 27 магазинов.
Тем не менее под статус магазина пешеходной доступности, как отметил Сергей Бодрунов, попадают в городе более 6 тыс. объектов. Они отвечают основным критериям формата: находятся в непосредственной близости от жилых кварталов, у них небольшие торговые залы и необходимый ассортимент.
Новой программой город намерен стимулировать процесс открытия следующих магазинов, которые, с одной стороны, смогут стать площадками для занятости предпринимателей, перемещаемых из торговых зон, и с другой стороны — обеспечить население так называемых депрессивных районов, где нет торговли, необходимым набором продуктов по доступным ценам.
В Петербурге выявлены 77 адресов, где действительно не хватает "магазинов у дома". До конца этого года в городе должно появиться еще 23 магазина. В процессе мониторинга ситуации с пешеходной доступностью выявили проблемы, которые делают программу непопулярной среди бизнеса. Практически все они касаются субсидирования.
Сейчас для желающих открыть такой магазин город предоставляет в аренду объекты недвижимости на срок до 10 лет, освобождает от внесения первого увеличенного взноса за участок земли и дает субсидию в размере 50% от ставки арендной платы. Получается, что в том случае, если предприниматель сам построил магазин, на эту льготу он может не рассчитывать.
Вторая проблема, которая подтолкнула к внесению изменений, — техническая. Субсидия выдается не на открытие магазина, а на компанию, которая его открывает. В этом случае, если один предприниматель решает организовать несколько точек, это вынуждает его "плодить" новые фирмы.
Некоторые требования к магазинам пешеходной доступности также изменят. Это коснется фиксированных 150 м2. Эта величина появилась потому, что город мог заплатить именно такую субсидию по аренде. Теперь ее или пересмотрят, или отменят вовсе. "Магазин может быть больше или меньше, неважно", — говорит председатель КЭРППиТ.
Кроме того, изменения затронут "алкогольное ограничение" для магазинов пешеходной доступности. "У нас в стране сложилась определенная структура потребления, — говорит Сергей Бодрунов, — почему большим магазинам можно, а маленьким — нельзя?"
При всем при том магазин пешеходной доступности рядом с домом не будет обозначать обязательную принадлежность к малому бизнесу. По мнению Сергея Бодрунова, "этим должны заниматься все". Как пример он привел американскую систему Seven 11, которая развивается в едином формате во всем мире.
"Владелец недвижимости предоставляет помещение малому предпринимателю, который открывает магазин по франшизе крупной компании, — говорит Сергей Бодрунов. — Малый бизнес при этом получает преимущества: ему не нужно заниматься поиском товара, переговорами с поставщиками, доставкой. Для города это сократит временные затраты по открытию новых магазинов — сетевикам просто предложат открыть их по необходимым адресам". Также обдумывается предложение открыть при магазинах небольшие аптечные киоски, также по франшизе, для оптимизации ценовой политики.
По мнению координатора Лиги арендаторов Яны Боровицкой, снятие ограничений по размеру площади и ассортименту лишь усилит интерес к программе крупных компаний: "Это приведет опять-таки к подъему в городе крупных сетей. Зачем малым франшиза, включаться в их логистику, работать по их матричному ассортименту? Такие магазины малый бизнес сам может развить, и незачем сюда вмешивать крупный капитал".