Обеспечение продовольственной безопасности России требует государственной гарантии рентабельного сбыта для отечественных пищевых предприятий. Такое заявление содержится в официальном сообщении Союза предприятий пищевой промышленности Санкт-Петербурга.
Доктрина продовольственной безопасности России, утвержденная 30 января 2010 г., предполагает увеличение к 2020 г. доли российского зерна на отечественном рынке как минимум до 95%, сахара до — 80%, доли отечественного мяса и пищевой соли должны составлять не менее 85%, растительного масла и рыбы — 80%, картофеля — 95%, молочной продукции — не ниже 90%.
По словам Игоря Подлипенцева, исполнительного директора Союза предприятий пищевой промышленности Санкт-Петербурга, резервные мощности для наращивания производства есть почти у всех пищевых предприятий Санкт-Петербурга, однако пока нет механизма замещения продовольственного импорта. Предлагая тому или иному предприятию АПК увеличить производство того или иного продукта, государственные органы не могут гарантировать безубыточный сбыт будущей продукции, отмечает он.
Для Петербурга и области эта ситуация усугубляется доминированием торговых сетей, повлиять на торгово-закупочную политику которых пока не удается, добавил Игорь Подлипенцев.
«Импортное продовольствие либо подпитано дотациями стран экспортеров, либо поступает к нам из стран с несопоставимыми природно-климатическими условиями. Например, себестоимость масла из Новой Зеландии и говядины из Латинской Америки всегда будет в разы ниже нашей просто потому, что у них там климат такой», — говорит Игорь Подлипенцев.
И уж совсем не понятно, как избежать разрушительного влияния более дешевой продукции из стран Таможенного союза. Поддержка Белоруссией своих сельхозпроизводителей в пересчете на гектар сельхозугодий превосходит этот показатель в России в десятки раз. Творог из Белоруссии точно также отнимает место на петербургской полке у хозяйств Ленинградской области, как и масло из Новой Зеландии.
По мнению, для реализации доктрины должны быть приняты долгосрочные программы развития АПК и его отраслей, а также проведены необходимые изменения в законодательстве и выстроены системы управления.
Олег Рыбаков, генеральный директор компании «Интерторг» (сети «Народная 7Я семьЯ», «Идея») к заявлению пищевиков Петербурга относится скептически. «Здесь нужно, в первую очередь, определиться с понятиями, — говорит он. — Продукция "Danon—Юнимилк" производится в России и, по большей части, из отечественного сырья. Но можно ли считать их отечественными производителями? Если да, то доля молочной продукции отечественного производства на наших полках составляет 90%. Если нет, и мы хотим защититься от иностранного капитала, нужно было раньше запрещать им инвестировать в наши компании больше определенной доли, как это происходит в арабских странах. Теперь закон обратной силы не имеет».
Фермерские же продукты, по словам топ-менеджера, пока не соответствуют требованиям розницы не только по цене, но и по качеству. «Если фермеры продают молоко по оптовой цене 30 руб. за литр, то в рознице оно будет стоить как минимум в два раза дороже. Непонятно, кто будет его покупать с учетом существующей покупательской способности. Свинину мы иногда берем по конкурентным ценам. Но, например, говядины в России просто нет», — отметил он.