Федеральная таможенная служба (ФТС) рапортует о завершении подготовки основной части нормативных актов, необходимых для создания с 1 июля 2010 года единой таможенной территории России, Белоруссии и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза (ТКТС) на следующей неделе отправится на ратификацию в Госдуму, законопроект «О таможенном регулировании в РФ» ждет рассмотрения на заседании правительства, пакет из семи «таможенных» международных договоров — подписания премьерами трех стран на намеченном на 21 мая заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭс. Впрочем, все эти документы, по признанию самих таможенников, всех спорных вопросов внутри создаваемого союза не снимают.
За шесть недель до перехода России, Белоруссии и Казахстана к принципу единой таможенной территории (снятие с 1 июля 2010 года внутренних границ и введение общего Таможенного кодекса) процесс подведения нормативной базы под создаваемый союз вступил в завершающую стадию. 21 мая премьеры трех стран на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭс в Санкт-Петербурге подпишут шесть соглашений в рамках создания правовой базы союза. Среди них — договор о принципах уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства. Не согласованными пока остаются проекты еще трех договоров: по вопросам трубопроводного транспорта, интеллектуальной собственности, обеспечения уплаты таможенных платежей при транзите.
Более актуальные для бизнеса документы — наднациональный ТКТС и приходящий на смену внутреннему кодексу законопроект «О таможенном регулировании РФ» также на подходе. Как сообщил вчера начальник управления таможенного сотрудничества ФТС Сергей Коноваленко, одобренный правительством договор о союзном кодексе, вероятно, будет внесен на ратификацию в Госдуму уже на следующей неделе. Тогда же в палату может поступить и проект о таможенном регулировании, внесенный ФТС в правительство на прошлой неделе. Этот проект уже вызвал возражения у бизнеса, однако из-за нехватки времени вряд ли будет существенно перерабатываться. Напомним, в понедельник на встрече с Владимиром Путиным глава РСПП Александр Шохин заявил, что принятие проекта может затруднить ведение бизнеса в России — в частности потому, что он содержит порядка 150 отсылочных норм к постановлениям правительства и передает полномочия по принятию многих решений на уровень таможенной службы.
По части практики перехода к единой таможенной территории ФТС заявляет о готовности к переносу контроля с российско-белорусской границы на внешний контур союза. По словам начальника аналитического управления ФТС Владимира Ивина, Россия и Белоруссия полностью готовы к снятию таможенной границы. Ситуация с российско-казахстанской границей сложнее. 1 июля 2010 года контроль на ней будет облегчен, но не снят. Поскольку границы Казахстана с соседними Киргизией и Китаем обустроены плохо, российские власти опасаются потока контрабанды и усиления наркотрафика из этих стран. Таким образом, пограничные пункты пропуска на границе с Казахстаном сохранятся на неопределенно долгое время. Таможенную границу предполагается снять 1 июля 2011 года, однако неофициально в ФТС выражают сомнения в реальности исполнения этого решения, называя его «политическим».
Среди других нерешенных вопросов — продолжающиеся попытки Белоруссии добиться отмены таможенных пошлин на российские нефть и нефтепродукты с 1 июля 2010 года. Этот вопрос белорусский премьер Сергей Сидорский обещает поставить перед коллегами 21 мая. Также на заседании межгоссовета ЕврАзЭС премьер-министрам предстоит решить острую проблему пошлин на автомобили, ввозимые физическими лицами. Напомним, поскольку в Белоруссии они вчетверо ниже, чем в России, белорусские граждане в преддверии снятия границ запаслись иномарками для ввоза в Россию. Как заявил вчера начальник главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС Дмитрий Некрасов, «теперь они могут хлынуть в РФ и нарушить равновесие на рынке». Поэтому ФТС, по его словам, предложила премьерам принять решение о праве беспошлинно перемещать такие машины в РФ только в режиме временного ввоза. При продаже таких автомобилей разница в пошлинах должна быть внесена в российский бюджет, настаивают в ФТС.