Законопроект, регулирующий отношения по договорам франчайзинга, внесен в Госдуму. Авторами законодательной инициативы стали депутаты от "Справедливой России" Андрей Крутов, Иван Грачев, Оксана Дмитриева, Наталья Петухова, Дмитрий Ушаков и Михаил Емельянов.
Ведение бизнеса по системе франчайзинга предполагает "аренду" товарного знака", — напомнил журналистам соавтор законопроекта Крутов. Для одной стороны, по его словам, франчайзинг является одной из форм продвижения продукции и возможностью увеличения реализующих ее торговых точек, для другой — способом стать владельцем собственного успешного бизнеса, пусть и на определенных условиях.
"Субъекты малого или среднего предпринимательства, заключив договор франчайзинга, получают возможность вести свой бизнес, используя раскрученный бренд, и тем самым минимизировать свои первоначальные затраты", — отметил депутат.
В России франчайзинг вошел в жизнь в 1990-е годы. Первоначально применялись схемы с использованием договоров аренды и включением в договоры передачи прав на использование товарного знака. С 1996 года отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии, предусмотренным Гражданским кодексом. "При этом базовый закон о франчайзинге в России отсутствует, а само понятие "франчайзинг" и другие связанные с ним термины законодательно не закреплены", — подчеркнул Крутов. Предпринимательское сообщество, по его словам, сегодня заинтересовано в том, чтобы были законодательно закреплены понятия, регламентирующие данный вид деятельности, и требования к участникам рынка. "В первую очередь это необходимо, чтобы поставить заслон фиктивно действующим на рынке недобропорядочным его участникам. Кроме того, до сих пор существуют проблемы с регистрацией договоров коммерческой концессии", — проинформировал парламентарий.
Что предлагает законопроект
Законопроект вводит преддоговорный этап при заключении договора франчайзинга, который предполагает сначала подписание документов о конфиденциальности и намерениях сторон, раскрытии информации о франшизе, то есть того, что конкретно предлагает правообладатель. "В результате у франчайзи появится возможность ознакомиться с деталями бизнеса и его прибыльностью", — сказал Крутов.
Франчайзи разрешается предоставлять другим лицам право на использование предоставленной ему франшизы или ее части на условиях субфранчайзинга, но только на согласованных с франчайзером условиях либо на условиях, определенных в договоре франчайзинга.
Франчайзер будет не вправе запрещать какие-либо изменения в управлении франчайзи без достаточного основания, а также не сможет отказать франчайзи в праве продажи своей франшизы. В случае установления франчайзером стандартов ведения бизнеса по определенной бизнес-модели франчайзи обязан их соблюдать.
"Предлагаемые нами нормы позволят поддержать баланс интересов обеих сторон, определить их права и обязанности, решить проблему франшиз-пустышек, очистить рынок от недобросовестных франчайзеров и франчайзи", — заявил депутат. Он уверен, что "все это положительно скажется на отрасли в целом и послужит импульсом для ее дальнейшего развития". "Следует учитывать, что франчайзинг сегодня является одним из инструментов развития потребительского рынка, особенно в регионах. Поэтому он становится все более востребованным малым и средним бизнесом", — считает Крутов.