Федеральная налоговая служба (ФНС) занялась отслеживанием цепочек фирм-однодневок при реализации продукции. Арбитражный суд Московского округа подтвердил решение ФНС о доначислении компании "Русь-Алко" более 1 млрд рублей налоговой недоимки за продажи неучтенного алкоголя (решение суда есть у "Известий"). Дело можно считать прецедентным: до сих пор налоговики занимались лишь однодневками-поставщиками.
Налоговая схема была незатейливой: произведенный алкоголь компания продавала через несколько посредников-однодневок, которые перепродавали его торговым сетям. Однодневки почти не платили налогов и даже не имели алкогольных лицензий. Но при этом имели признаки очевидной связи с "материнской" компанией: у них были одинаковые адреса, учредители и сотрудники. Водители, доставляющие в магазины товар, показали, что забирали его на заводе, а доставляли не перекупщику, а сразу в магазины: при этом в накладных значился посредник-однодневка. Конечные продавцы — торговые сети получили от "Русь-Алко" 9 млн л алкоголя, а по документам компания продала только 300 тыс. л. Разницу налоговики посчитали скрытой реализацией и доначислили 1,2 млрд рублей налога на прибыль, НДС, акцизов и пеней. Суд встал на сторону налоговиков.
"Действия общества и его контрагентов экономически не оправданны, вследствие того что для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом и… не обусловленные разумными экономическими или иными причинами", — указали судьи.
Как отмечают эксперты, в этом деле налоговики впервые применили доктрину "необоснованной налоговой выгоды", чтобы доказать занижение выручки. Суть этой доктрины в том, что нельзя учесть при расчете налогов стоимость товаров или услуг, если эти операции не имеют экономического смысла. Раньше она активно применялась налоговиками для доказательства фиктивных расходов, когда на бумаге фирмами-однодневками оказывались несуществующие услуги или якобы поставлялся товар. Теперь эту правовую позицию налоговики смогут использовать и для доказательства теневого производства и скрытых от налогов продаж.
— Данное дело является серьезным достижением налогового органа в борьбе с теневой реализацией товара с помощью фирм-однодневок, — считает юрист адвокатского бюро "Плешаков, Ушкалов и партнеры" Артем Борисов. — Это может побудить налоговиков при проверках искать не только недобросовестных поставщиков, но и покупателей.
— Данное дело имеет особое значение для всех налогоплательщиков в первую очередь потому, что полностью опровергает устоявшийся миф о невозможности доказывания скрытой реализации — это действительно сложно, но возможно, — соглашается адвокат компании "Деловой фарватер" Сергей Литвиненко.
В пресс-службе ФНС также отметили, что бороться с недобросовестными компаниями будет проще.
— Во избежание неблагоприятных последствий в налоговой сфере предпринимателям в любом случае необходимо действовать добросовестно и избегать заключения договоров с так называемыми фирмами-однодневками, — заявил "Известиям" официальный представитель ведомства.
Вместе с тем в ФНС признали, что рассматриваемый случай относится к достаточно специфическому виду деятельности, который регулируется отдельными федеральным законом: он предусматривает лицензирование деятельности по покупке-продаже алкогольной продукции, а также учет произведенного товара в госсистеме учета производства и оборота алкоголя. А значит, найти теневого производителя проще, чем в других отраслях. Но, по мнению юристов, несмотря на специфику, аналогичные доказательства могут быть применены и против других компаний.
— Данное дело касается реализации алкогольной продукции, но это не является принципиальным обстоятельством, — считает Артем Борисов. — Подобная схема ухода от уплаты налогов может быть создана при реализации любой иной продукции. Однако налоговый орган может столкнуться с проблемами при доказывании необоснованной налоговой выгоды, если, например, покупатели будут иметь необходимые условия для хранения продукции, персонал, а также если налоговому органу не удастся доказать взаимосвязь между лицами.
Кроме того, с учетом ввода в ФНС программного комплекса автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимостью отследить все сделки компаний будет проще, соответственно, повышается риск налоговых претензий, напоминает главный юрист экспертного центра Taxadmin.ru Артемий Николаев.
— Все средние и крупные производители являются плательщиками НДС, поэтому все данные о произведенной и проданной продукции попадут в эту систему, — отмечает он. — Соответственно, можно отследить всю цепочку продаж, и если покупателем окажется фирма-однодневка, это автоматически может повлечь повышенное внимание налоговиков. Чтобы этого избежать, желательно заранее проверять своего контрагента.
— Такие доначисления может получить любая компания, вне зависимости от вида экономической деятельности, — говорит руководитель департамента по разрешению споров коллегии адвокатов "Барщевский и партнеры" Павел Хлюстов. — Но добросовестным налогоплательщикам нечего бояться, так как эта правовая позиция применима лишь к недобросовестным лицам, использующим подставных лиц и фирмы-однодневки для ухода от налогов.
Получить комментарий представителей "Русь-Алко" не удалось.