Как стало известно „Ъ“, европейский торговый оператор Fashion House Development (FHD) намерен построить в Омске аутлет-парк (центр распродаж) под брендом Fashion House. По словам представителя FHD в России, сейчас омские власти предложили компании несколько вариантов площадок на выезде из города. Инвестиции в проект оцениваются в €100 млн. При этом эксперты сомневаются, что Омск станет одним из 30 регионов, в котором по планам FHD появится аутлет-парк, поскольку «возможности Омска с точки зрения покупательной способности значительно переоценены».
О планах построить в Омске аутлет-парк вчера „Ъ“ сообщил представитель Fashion House Development в России, гендиректор филиала GVA Sawyer (девелопер проекта. — „Ъ“) в Санкт-Петербурге Николай Вечер. «Западный инвестор проявляет пристальный интерес ко всем российским городам-миллионникам, в том числе и к Омску. 27 января была закрыта сделка по приобретению 13 га земли под аутлет-парк на севере Москвы. В стадии технических переговоров еще три сделки — в Петербурге, Подмосковье и на юге Москвы. Площадь омского торгового комплекса составит 46 тыс. кв. м. Стратегической задачей FHD является открытие до 30 аутлет-парков в России», — пояснил господин Вечер. Объем инвестиций в омский проект Николай Вечер назвать не смог. По его словам, омские власти предложили девелоперу рассмотреть несколько участков под застройку. «Точное местоположение назвать не могу. Скажу лишь, что все участки соответствуют техническому заданию инвестора: площадь не превышает 12 га, все они находятся на выезде из города», — пояснил господин Вечер. Напомним, недавно FHD вышел на российский рынок — приобрел участок площадью 13 га под строительство молла на трассе Москва — Санкт-Петербург, рядом с аэропортом Шереметьево. Сумма сделки составила $110 млн. Площадь будущего аутлет-парка около 40 тыс. кв. м. Объект будет построен в две очереди. Первую очередь планируется завершить к 2012 году. С учетом стоимости земельного участка инвестиции составят около €100 млн.
В пресс-службе департамента экономической политики мэрии Омска вчера отказались назвать предложенные инвестору площадки, поскольку «земля принадлежит не муниципалитету, а частному инвестору». В пресс-службе обладминистрации также не смогли назвать владельцев участков. По оценке аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, объем инвестиций в проект составит €100 млн, срок окупаемости — шесть-восемь лет.
FHD специализируется на строительстве и управлении аутлет-парков сети Fashion House в Европе. Это совместное предприятие компании Liebrecht & Wood и GVA Outlet Services. Первые моллы были построены в Польше в 2004 году (Гданськ и Варшава). Позже были реализованы проекты в Чехии и Румынии, сейчас у FHD семь аутлет-парков в Европе. Арендаторами Fashion House в Европе являются такие известные бренды, как Adidas, Mexx, Prima Moda, D`oro, Ecco, Lee Cooper и др. Аутлет-парки работают в формате центров распродаж и, как правило, предлагают покупателям товары известных мировых брендов по сниженным ценам. В России этот формат пока не развит. Президент Fashion House Development Нил Томпсон. Оборот компании не раскрывается.
Группа компаний GVA Sawyer работает на рынке недвижимости России и СНГ с 1993 года. Основное направление деятельности GVA Sawyer — девелопмент и строительство. Председатель совета директоров GVA Sawyer Камерон Сойер.
Компания GVA Sawyer будет выступать в проекте в качестве не только девелопера и брокера, но и миноритарного акционера. «Обычно крупные западные инвесторы ставят условие, чтобы девелопер имел в проекте небольшую долю», — пояснил господин Вечер, однако ее конкретный размер назвать отказался.
Местные эксперты в области коммерческой недвижимости считают, что приход в Омск Fashion House может быть отложен на несколько лет. «Многие операторы, пользуясь услугами девелоперов, которые считают себя некими предсказателями, переоценивают возможности нашего региона с точки зрения покупательной способности», — отметил гендиректор центра деловой недвижимости «Навигатор» (риэлтерские и консультационные услуги на рынке коммерческой недвижимости. — „Ъ“) Евгений Щербаков. Хотя, по мнению эксперта, не исключено, что «под громким названием западные инвесторы хотят создать в Омске нечто вроде секонд-хенда».
Начальник отдела развития ООО «Интеграл-инвест» (аналитические услуги в сфере коммерческой недвижимости. — „Ъ“) Екатерина Кулекина уверена, что формат аутлет-парка имеет шанс прижиться в Омске в случае, если «девелопер правильно спланирует концепцию, введет эффективную арендную политику и учтет возможную специфику российского рынка потребления». С ней согласен аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. По его мнению, на фоне падения реальных доходов такой проект выглядит особенно актуально. «В силу существенного дисконта, который, согласно классической концепции, наравне с широким ассортиментом является одним из основных конкурентных преимуществ такого формата, он может быть вполне востребован в России с ее относительно невысоким уровнем платежеспособного спроса», — отметил он. По оценке Максима Клягина, спрос на площади в аутлет-парке будет и со стороны потенциальных арендаторов. «В подобном формате арендаторами обычно выступают непосредственные производители: они объективно испытывают дефицит качественных и недорогих каналов сбыта», — пояснил господин Клягин. Основными рисками проекта аналитики назвали ухудшающуюся конъюнктуру рынка: снижение платежеспособного спроса потребителей, спроса со стороны потенциальных арендаторов и общее падение деловой активности.
Как сообщил Николай Вечер, реального вхождения проекта в Омск можно ожидать через год.