В пятницу стало известно, что курское территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) предписало изменить условия договора, заключенного пивоваренной компанией «Балтика» и местным ритейлером «ГриНН». Согласно договору, оспоренному ФАС, продукция «Балтики» должна составлять не менее 45% от всего пивного ассортимента «ГриННа». За последний месяц это уже второе дело ФАС против пивоваренных компаний, принципиально меняющее давно устоявшиеся правила торговли и дистрибуции пива.

Нарушение закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» со стороны «Балтики» и «ГриННа» было выявлено во время плановой проверки ритейлера. Выяснилось, что «ГриНН» заключил с «Балтикой» договор, предусматривающий, что в общем объеме поставляемого пивного ассортимента продукция пивоварни должна составлять не меньше 45%. В обмен на это ритейлер получал «бонусные» проценты от реализации. В компаниях не раскрывают размеры вознаграждения, ссылаясь на коммерческую тайну. По словам представителей ФАС, «ГриНН» получал дополнительно 5-7% от продаж. В случае неисполнения условий, установленных договором, «Балтика» оставляла за собой право не выплачивать проценты.

Корпорация «ГриНН» – многопрофильное предприятие, занимающееся строительным, торговым, ресторанным и игорным бизнесом. В Курске и Белгородской области ей принадлежит сеть гипермаркетов «Линия». Основатель и владелец корпорации – Николай Грешилов. Оборот компании в 2005 году составил 2 млрд рублей.

В ФАС сочли, что этот договор нарушает закон «О конкуренции…», который запрещает заключать договоры, направленные на ограничение доступа на рынок других хозяйствующих субъектов. Отметим, что аналогичный договор о продвижении пивной продукции «ГриНН» подписал также с холдингом Sun Interbrew. Договор действовал одновременно с соглашением с «Балтикой» и устанавливал порог для размещения продукции холдинга не ниже 50% от всего пивного ассортимента. «Этот договор стороны изменили в добровольном порядке незадолго до разбирательства по 'Балтике'»,– сообщил замруководителя УФАС Олег Князев. По его словам, внести изменения в соглашение с петербургской пивоварней ритейлер обязан до конца месяца. Вчера на «Балтике» не стали комментировать расследование ФАС. Однако, скорее всего, стороны не будут обжаловать решение антимонопольного управления. Руководитель юридического отдела «ГриННа» Ольга Грешилова заявила, что ее компания внесет в договор необходимые изменения.

Вчера руководитель пресс-службы ФАС Ирина Кашунина не исключила, что аналогичные проверки пройдут и в других регионах России. По мнению экспертов в этом случае это может затронуть интересы большинства региональных участников розничного рынка. «Практически все местные сети используют практику эксклюзивных договоров с пивоваренными компаниями,– говорит пресс-секретарь сети 'Патерсон' Надежда Сенюк,– исключения составляют только такие города, как Москва и Петербург,– там сети могут диктовать условия. Все крупные ритейлеры получают за вхождение пивоварен в сеть и торговлю их продукцией бонусы».
Отметим, что за последний месяц это уже второе дело ФАС, направленное на смену устоявшихся на рынке правил дистрибуции и розничной торговли пивом. В конце марта антимонопольное ведомство начало ломать систему взаимоотношений пивоварен с дистрибуторами. УФАС по Нижегородской области признало, что компания «Хейнекен коммерческий сервис» нарушила антимонопольное законодательство, внеся в договоры с торговцами пункт о так называемом территориальном ограничении зон ответственности дистрибуторов: за каждым уполномоченным дистрибутором закрепляется строго ограниченная территория, в рамках которой он получает право продавать продукцию компании. Мелкооптовые покупатели посчитали, что компания таким образом лишила их возможности выбирать поставщиков в отдельно взятом районе

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments