Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по борьбе с картелями в середине августа провело встречу с вендорами и ритейлерами электроники. Цель – обсудить программы для мониторинга и сравнения цен в интернете, так называемый парсинг. Об этом "Ведомостям" рассказали три участника встречи и подтвердили представители ФАС, "М.видео", "Связного" и "Ситилинка".
ФАС опасается, что широкое применение ценовых алгоритмов может привести к нарушению законодательства о конкуренции, передал "Ведомостям" через представителя начальник управления по борьбе с картелями службы Андрей Тенишев. В частности, чиновники подозревают, что роботы позволяют заключать и осуществлять антиконкурентные соглашения и незаконно координировать экономическую деятельность.
Программами, которые собирают и анализируют цены в интернет-магазинах, пользуются почти все крупные участники рынка, говорят три участника встречи с ФАС. Но служба установила, что некоторые торговцы и поставщики используют роботов, чтобы определять цены товара на полке или контролировать розничные цен на продукцию конкретного бренда, заявил Тенишев. "Ценовые алгоритмы, которые собирают информацию о розничных ценах реселлеров на товары конкретного бренда, сопоставляют с рекомендованными или минимальными ценами вендора, уведомляют нарушителей, рассматриваются ФАС как инструмент незаконной координации экономической деятельности реселлеров", – добавил он.
Кто именно из продавцов и поставщиков замечен в таких действиях, Тенишев не уточнил. Летом ФАС возбудила дело против "ЛГ электроникс рус", сообщало "РИА Новости": ФАС полагала, что российская "дочка" LG использовала специальную программу для мониторинга цен ритейлеров для контроля за ценами на ряд смартфонов LG. Представители LG в России на запрос не ответили.
ФАС перенесла рассмотрение дела о закупках компьютеров для ГАС "Выборы" на 21 августа
Участники рынка с опасениями ФАС не согласны. Программы сбора цен нужны лишь для автоматизации, сговориться с их помощью нельзя, уверен один участник встречи с чиновниками. С ним согласен его конкурент, также бывший на встрече. "Это современный инструмент изучения рынка, позволяющий заменить несколько человек, которые делали бы это сравнение вручную, обрабатывали и предоставляли информацию", – поясняет он. Кроме того, продолжает собеседник "Ведомостей", факт сбора цен у конкурентов не значит, что ритейлер установит ту же стоимость. Как управлять ценами с помощью парсинговых программ, вообще невозможно представить, разводит руками сотрудник одного из вендоров. Кроме того, программы исследуют цены из открытых источников, у конкурентов нет доступа к программе друг друга, данные никуда не передаются, поэтому координировать цены с помощью роботов не выйдет, рассуждает еще один участник встречи с ФАС.
"Ценовая разведка – наша ежедневная практика, продиктованная требованиями рынка и нашим позиционированием сети с низкими ценами", – говорит генеральный менеджер "Ситилинка" Михаил Славинский. "Ситилинк" использует парсинг, он же – в основе системы ценообразования, добавил он: роботы позволяют сократить трудозатраты.
Цены в ритейле зависят от нескольких факторов, добавляет представитель "Связного": от закупочной цены, расчетной доходности товара и т. д. При определении розничной цены для каждого конкретного города и региона учитывается прежде всего рыночная ситуация, отмечает он. Ценовые алгоритмы только способствуют развитию конкуренции, уверен Славинский: "Российский ритейл до сих пор остается рынком цены".
Другой крупный продавец электроники в интернете – "Эльдорадо" во встрече с ФАС не участвовало, но также использует роботов для сбора цен на рынке, рассказала представитель ритейлера Юлия Завьялова. С тем, что с помощью алгоритмов можно координировать цены, Завьялова не согласна, о таких случаях на российском рынке ей ничего не известно.
Некоторые продавцы электроники и вовсе не используют такие программы. Например, так поступает Inventive Retail Group (сети re:Store, Samsung и др.), говорит ее представитель Людмила Семушина: "У нас единое ценообразование с офлайн-розницей".
ФАС решила привлечь участников рынка и создать рекомендации, как использовать ценовые алгоритмы, говорит Тенишев. Это призвано снизить риски нарушения антимонопольного законодательства, когда именно будут выработаны такие рекомендации, он затруднился сказать.
Представители Media Markt и "Вымпелкома" отказались от комментариев; их коллеги из "Мегафона" и МТС на запрос "Ведомостей" не ответили.