ФАС и Минэкономики продолжают борьбу за полномочия в госрегулировании бизнеса. Вчера на двух совещаниях у министра по делам "Открытого правительства" Михаила Абызова антимонопольная служба потребовала выделения отдельной госпрограммы для финансирования "развития конкуренции" и закрепления в программных документах новой нагрузки на бизнес — в частности, принудительного лицензирования лекарств и обязанности крупного частного бизнеса закупать у малого. Минэкономики идеи ФАС считает спорными и дублирующими полномочия правительства, а сам Белый дом прекратить конкуренцию ведомств пока не может.
Вчера министр по делам "Открытого правительства" Михаил Абызов обсудил с замглавы ФАС Сергеем Пузыревским и Минэкономики Олегом Фомичевым проекты ФАС — президентского указа "Об основных направлениях государственной антимонопольной политики" и "Национального плана развития конкуренции на 2017-2018 годы" (есть у "Коммерсанта"). Обсуждение продолжится, сообщил "Ъ" Михаил Абызов. Однако на встрече выяснилось, что запросы ФАС в части полномочий и возможностей регулировать деятельность предпринимателей расширяются.
Так, служба намерена добиваться финансирования деятельности антимонопольных органов в рамках отдельной государственной программы в 2017 году. Отметим, через госпрограммы осуществляется 52% всех расходов бюджета (8,6 трлн руб.) — в частности, на здравоохранение, образование, жилищную и промышленную политику и др. В ФАС не стали комментировать, на какой объем финансирования претендует ведомство, но план развития конкуренции упоминает, на что предлагается его тратить — например, на привлечение общественного внимания за счет освещения антимонопольной политики государственными телеканалами.
Часть идей, которые предлагала ФАС, службе уже удалось провести — по решению правительства до 1 марта 2017 года Минпромторг, Минтранс, Минкомсвязи, Минэнерго и другие ведомства должны будут утвердить "дорожные карты" развития конкуренции в своих отраслях. В плане служба претендует и на другие полномочия, добиваясь поручения президента о развитии конкуренции региональным властям (прежде всего речь идет о внедрении стандарта ее развития, в котором говорится о повышении доли частного бизнеса в ЖКХ и пассажирских перевозках). В службе также настаивают на поддержке ее работы силовыми ведомствами (МВД, Следственным комитетом и ФСБ) при координации этой работы Генпрокуратурой. Еще одно предложение — введение в законодательство нормы о приостановке предписаний службы только в судебном порядке. По-прежнему ФАС настаивает и на принятии законов о принудительном лицензировании лекарств в чрезвычайных ситуациях и об обязательных закупках крупного частного бизнеса у малого.
В Минэкономики ранее критиковали идеи ФАС как спорные или дублирующие полномочия правительственных программ. Но судя по протоколу разногласий (есть у "Коммерсанта"), в ФАС считают, что ее идеи не противоречат принципу разделения властей, так как в указе будут закреплены основы федеральной политики. По части идей — например, принудительному лицензированию лекарств — Минэкономики с ФАС согласилось.
Еще одно совещание у господина Абызова было посвящено тарифной политике — ее ФАС также включила в проект плана развития конкуренции. Среди идей, отраженных в документе,— превращение методов сопоставимых рынков и долгосрочных тарифов в основные инструменты тарифной политики. Напомним, в концепции закона о тарифном регулировании, которую ФАС предлагала Белому дому, упоминался и затратный метод, хотя ранее ведомство настаивало на ключевом принципе "инфляция минус". Проект косвенно упоминается и в плане развития конкуренции — там говорится о необходимости законодательно закрепить "единый порядок разработки, утверждения и контроля реализации инвестпрограмм" госмонополий и методики расчета их затрат. Но учитывать отраслевые особенности придется, "сделать все идентичным не получится",— говорит Илья Долматов из Института проблем ценообразования и регулирования монополий ВШЭ.
Отметим, что постоянная полемика ФАС и Минэкономики не устраивает Белый дом. Как писал вчера "Ъ", из-за споров ведомств об отраслевых особенностях управления госимуществом первый вице-премьер Игорь Шувалов уже поручил им отказаться от собственных инициатив по совершенствованию процедур торгов в пользу единых правил игры, которые ведомствам поручено разработать совместно. Впрочем, ранее, как в случае совместной работы ФАС и Минэкономики над законом о контрактной системе, избежать конкуренции за полномочия между ними Белому дому не удавалось.