Но возбудила административные дела в отношении комбината «Сибсоль» и «Бурлинского солепромысла». Оба предприятия не предоставили службе информации о ценах.

В среду Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о завершении проверки российских производителей пищевой соли. Ведомство пришло к выводу, что они не причастны к «солевому кризису». Тем не менее антимонопольщики возбудили дела против двух предприятий, которые отказались предоставить необходимую для проверки информации. Следующим объектом проверок ФАС станут компании, занимающиеся оптовой и розничной торговлей. По мнению участников рынка, этот этап проверок окажется более продуктивным: дистрибьюторы соли уверены, что за спекуляциями на солевом рынке стоят перекупщики.

Российский рынок соли оценивается в 3,6 млн т в год, из которых только 0,87 млн т приходится на поставки с Украины. Внутреннее производство соли составляет 2,7-2,8 млн т в год, и практически весь этот объем продается в России. Сегодня крупнейшим производителем является астраханская «Бассоль», выпускающая до 2 млн т соли в год. За ней следует оренбургская «Илецксоль» с объемом производства в 600 тыс. т. Иностранцы – украинские и белорусские предприятия – занимают почти треть российского солевого рынка. Практически весь импорт соли в Россию приходится всего на двух производителей: украинскую «Артемсоль» (мощность – 3 млн т в год) и белорусскую «Мозырьсоль». Среди конкурентов из дальнего зарубежья наиболее сильные позиции имеют турецкие солевики.

Соляным рынком ФАС заинтересовалась после того, как в начале февраля этого года в ряде центральных регионов страны начался резкий рост цен на пищевую соль. Так, например, в Вологде цена соли достигла 30 руб., а во Владимире – 60 руб. за 1 кг. В итоге антимонопольщики запросили сведения о деятельности семи российских предприятий: ОАО «Бассоль», ОАО «Илецксоль», ОАО «Сильвинит», ФГУП «Тыретский солерудник», ОАО «Михайловский завод химических реактивов», ГУП «Бурлинский солепромысел» и ФГУП «Комбинат «Сибсоль». Проверка показала, что производители пищевой соли в январе-феврале 2006 г. незначительно поднимали цены, в среднем на 10-20 коп. за 1 кг. В целом цены оставались на сопоставимом уровне по сравнению с 2005 г. Например, стоимость соли фасованной у крупнейших производителей соли – «Бассоль» и «Илецксоль» – в пиковый период кризисной ситуации не превышала 1,5 руб., а у «Тыретского солерудника» – 2 руб. за 1 кг продукции.

Сомнения ФАС могут теперь распространяться лишь на «Бурлинский солепромысел» и комбинат «Сибсоль». Как заявляют в ФАС, эти предприятия в ходе проверки не предоставили требуемую информацию. Теперь против них будут возбуждены дела. «В данном случае произошло нарушение статьи 18.9 Кодекса административных правонарушений», – заявили RBC daily в пресс-службе ФАС. За непредоставление сведений в антимонопольные органы взимается штраф с должностных лиц в размере от 20 до 50 МРОТ, с юридических лиц – от 500 до 5000. В «Бурлинском солепромысле» RBC daily вчера не смогли прокомментировать эту ситуацию, а с комбинатом «Сибсоль» связаться не удалось.

Также ФАС установила, что основной поставщик пищевой соли – украинская «Артемсоль» – не прекращал поставки продукции в январе 2006 г. вопреки утверждениям ряда федеральных и региональных СМИ. Объемы поставок были сопоставимы с показателями января 2005 г. Цена за килограмм практически не изменилась и не превышала 1 руб. 80 коп. Кроме того, ФАС пришла к выводу, что ни один из производителей пищевой соли не занимает доминирующего положения на рынке и, соответственно, не мог оказывать негативного влияния на конкурентную среду. «Признаков соглашений между российскими производителями соли и совершения ими согласованных действий антимонопольным ведомством также не установлено», – сообщается в заявлении ФАС.

Как утверждают участники рынка, за ростом цен на соль стоят главным образом мелкие перекупщики, а розничные сети и крупные дистрибьюторы в большинстве своем цен не поднимали. В торговом доме «Соль», который является крупнейшим дистрибьютором соли на московском рынке, RBC daily заявили, что за весь период ажиотажного спроса ни разу не поднимали цен на соль. «Мы напрямую поставляем соль в «Ашан», «Пятерочку», «Дикси», «Копейку», «Перекресток» и другие крупные столичные сети. Насколько мне известно, там тоже роста цен отмечено не было», – сообщил RBC daily гендиректор ТД «Соль» Павел Боголюбов. В сети «Копейка», например, RBC daily подтвердили, что у них соль не дорожала.

В ООО «Гроссери», которое входит в ТД «Соль» и непосредственно занимается операциями с отгрузкой, RBC daily заявили, что рост цен произошел в первую очередь на городских рынках. «Закупая у нас соль по фиксированным ценам, некоторые рынки, глядя на этот ажиотаж, поднимали в два-три раза цены», – сказал RBC daily директор компании Кирилл Попов. Также он отметил, что есть некоторые магазины, закупающие у «Гроссери» соль напрямую, которые поднимали цены. «Среди наших клиентов есть крупные базы, которые сами развозили соль по рынкам. Они также пользовались ажиотажем и поднимали цены», – добавляет г-н Попов.

Мелкие перекупщики, к которым RBC daily обращалась за комментарием, в основном разговаривать отказывались. Только в компании «Альстар-СВТ» RBC daily сообщили, что им самим сейчас приходится покупать соль марки «Полесье» по цене, превышающей обычную. В белорусской компании «Мозырьсоль», которая производит данную марку, в свою очередь сообщили RBC daily, что цена на соль действительно была поднята, но произошло это еще в начале января и с ажиотажным спросом в России никак не связано. «Просто в начале года мы заключали новые контракты, в которых корректировали цену на соль, исходя из изменений конъюнктуры рынка», – заявила RBC daily начальник отдела сбыта «Мозырьсоль» Евгения Подлужная. Но все эти скромные признания пока не объясняют глобального подорожания соли и ее февральского тотального дефицита. Возможно следующее разбирательство ФАС: в ведомстве заявили, что намерены продолжить выяснение причин «солевого кризиса». Теперь антимонопольщики займутся проверкой предприятий оптово-розничной торговли. Остается надеяться, что поиск виновных по этому направлению окажется более результативным.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments