Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена возражать против распространения реформы государственного контроля и надзора на внезапные "рейды на рассвете". ФАС будет настаивать на том, чтобы в принятых в первом чтении поправках к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) о замене штрафов предупреждениями — проект является частью правительственной реформы — появилось исключение для антикартельных мероприятий. По мнению главы управления ФАС по борьбе с картелями Андрея Тенишева, предусмотреть исключения для внезапных проверок ФАС "можно и нужно" — смягчение действующих норм осложнит борьбу со сговорами на торгах. В Госдуме об этой инициативе службы пока не знают.
Как рассказал "Коммерсанту" начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев, служба готовит свои возражения против распространения нового порядка контрольно-надзорных мероприятий на проверки без предупреждения. По его словам, исключения необходимы при расследовании картельных сговоров — прежде всего на торгах. В ФАС будут настаивать также на том, чтобы аналогичные исключения вошли и в готовящиеся нормы КоАП о замене первого штрафа предупреждением. "Иначе антимонопольные органы лишатся эффективного инструмента противодействия картелям",— полагает он.
Сейчас ФАС вправе контролировать торги в рамках госзакупок по 44-ФЗ, на закупки госкомпаний по 223-ФЗ ее контрольные полномочия не распространяются. Для внезапных проверок по делам о картелях — "рейдов на рассвете" — действует особый порядок. ФАС пользуется этим правом 50-60 раз в год (всего в 2015 году ФАС провела 9,2 тыс. проверок из 1,994 млн, которые проводят все контролирующие органы, сообщала ранее Генпрокуратура). Отметим, что на "рейды на рассвете" не распространяются и нормы действующего закона о проверках бизнеса при госконтроле (294-ФЗ), предусматривающие уведомление объекта проверки за 24 часа.
Однако, согласно правительственной "дорожной карте" реформы контроля и надзора, в Кодекс об административных правонарушениях для малого и среднего бизнеса должен был быть введен принцип обязательного "первого предупреждения" (без наложения штрафа и прочих санкций). Соответствующие поправки к КоАП были приняты 17 мая в первом чтении. В готовящемся базовом законе о контроле и надзоре, описывающем реформу проверок, также закреплен приоритет профилактики и предупреждения нарушений.
Как поясняет господин Тенишев, эффективность действующего порядка проверок подтверждена практикой, и необходимости распространять на них общий порядок нет. Предупреждения, по его словам, в случаях со сговорами на торгах "просто вредны". Как отмечает он, если поправки к КоАП будут приняты, участвовать в торгах будут фирмы, специально для этого созданные и формально отвечающие критериям малого и среднего предпринимательства (МСП). В итоге на торгах не будет конкуренции и экономии, они будут оккупированы картелями — а добросовестные участники торгов из числа субъектов МСП не смогут в этих торгах участвовать и победить, считает он.
По данным "Ъ", на вчерашнем рабочем совещании у министра Михаила Абызова, курирующего согласование рамочного проекта о контроле и надзоре, представители ФАС высказали иные замечания к реформе. Как сообщил "Коммерсанту" один из соавторов поправок к КоАП депутат Вячеслав Лысаков, пока об инициативах антимонопольной службы ему также неизвестно. ФАС может выразить свою точку зрения с помощью письма правительства в Госдуму, добавляет он.
"Рейды на рассвете" используются во всем мире, но ФАС лидирует по их числу в сравнении с другими странами, отмечает антимонопольный эксперт "Деловой России" Алексей Ульянов. Партнер Art de Lex Ярослав Кулик отмечает, что принятие поправок может сказаться на качестве расследований. ""Рейды на рассвете" — самый эффективный инструмент ФАС, так как они проводятся внезапно, без уведомлений, зачастую при участии правоохранительных органов, что позволяет службе собрать доказательства антиконкурентных соглашений",— поясняет он.