На аптечном рынке Санкт-Петербурга обостряется конкурентная борьба. Выход на него агрессивных московских игроков, работающих с покупателями в формате самообслуживания, заставляет местных фармацевтов пересматривать стандарты. Так, в ближайшее время лидер местного рынка — аптечная сеть «Фармакор» — открывает фарммаркет площадью 600 кв. м. Компания вложила в проект $1,2 млн, несмотря на то что уже трижды терпела неудачи, пытаясь развивать подобные форматы. 

В Петербурге работает более 1100 аптек и аптечных киосков. В среднем на 3 тыс. человек приходится одна аптека. Это свидетельствует о том, что аптечный рынок Петербурга достиг пика своего насыщения, что и заставляет игроков искать новые форматы работы с покупателями, переходя к торговле «в открытом режиме» — когда препараты открыто лежат на прилавке и покупатель сам выбирает то, что ему нужно. На сегодня число фарммаркетов составляет пока около 60. И широкое распространение данный формат получил именно в последнее время, с приходом в город московских сетевиков: «36,6», «Озон», «Ригла» и других.

«Фарммаркеты хорошо показали себя в Москве. Этот формат значительно повышает продажи препаратов, рассчитанных на покупателей со средним и высоким уровнем доходов. В Петербурге таких клиентов несколько меньше, чем в Москве, однако и здесь открытая выкладка увеличивает продажи на 40-60 процентов по сравнению с традиционной», — говорит коммерческий директор сети аптек «Первая помощь» Петр Грек. В зависимости от площади помещений, стоимости оборудования и количества сотрудников (консультантов, провизоров, охранников) затраты на организацию одного фарммаркета составляют $100-200 тыс. Для сравнения: открытие традиционной аптеки может обойтись в $50-100 тыс. Окупаемость фарммаркета, по мнению участников рынка, составляет 1-3 года.

Тем не менее не все проекты оказываются успешными. Сеть аптек «Фармакор», например, которая строит новый фарммаркет, до этого уже успела свернуть три похожих проекта. Инвестиции в новый проект составляют $1,2 млн. Аптека площадью 600 кв. м откроется в принадлежащем «Фармакору» помещении, расположенном в новом жилом доме, который практически примыкает к торгово-развлекательному центру «Меркурий». По мнению руководства «Фармакора», это соседство и должно обеспечить коммерческий успех проекта. «Считается, что фарммаркеты гарантируют высокие прибыли, — поясняет Валерий Сивашинский, заместитель генерального директора сети аптек «Фармакор». — Однако одной открытой выкладки для этого недостаточно. Необходимо учитывать район, в котором находится аптека, стоимость помещения, наличие поблизости конкурентов, плотность населения, социальную среду. От последнего обстоятельства напрямую зависит количество краж, которые в фарммаркетах, как и в супермаркетах, практически неизбежны».

По оценке опрошенных Ъ экспертов, на кражи в настоящее время списывается до 27% товара с открытых полок. Многие участники рынка указывают и на другие недостатки формата — например, снижение качества обслуживания покупателей, что в дальнейшем приводит к сокращению продаж. «Заходя в фарммаркет, человек не всегда знает, к какой группе относится нужный ему препарат и где находится эта категория товаров, — полагает директор по маркетингу холдинга «Аптека 'Доктор'» Инна Демченко. — Это создает проблемы людям со слабым зрением и старикам, которые не всегда решаются обратиться к работникам зала». Генеральный директор ЗАО «Петрофарм» Татьяна Курганова — сторонница фарммаркетов, однако в своей сети использует смешанный вариант торговли. Из четырех аптек сети только в одной открытая выкладка, а часть товаров здесь же продается по старинке, с закрытых витрин. «Открытый доступ оптимален для торговли безрецептурными и профилактическими и гигиеническими средствами», — поясняет она. По мнению госпожи Кургановой, в конечном итоге большинство участников рынка придет к «комбинированной» схеме — «за стеклом» окажутся рецептурные и дорогостоящие препараты, а в открытом доступе — лечебная косметика, продукты здорового питания, биологически активные добавки.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar