Законопроект о продаже безрецептурных лекарств в продуктовых супермаркетах вызвал негативную реакцию со стороны фармацевтов. Мы решили разобраться, чем грозит принятие закона, что думают о нем участники рынка, и окажутся ли в выигрыше покупатели.
В конце мая представители Национальной фармацевтической палаты (НФП) обратились к Владимиру Путину из-за возможного принятия закона, разрешающего продажу лекарств в продуктовых магазинах. Проект закона разработал Минпромторг в 2017 году по поручению вице-премьера Игоря Шувалова и уже полгода он будоражит профессиональное сообщество.
Изначально вариант документа предусматривал возможность для торговых сетей получить лицензию по упрощенной схеме. Согласно ему, ритейлер мог оформить одну лицензию на юрлицо и торговать лекарствами во всех своих магазинах, в то время как аптечные сети сейчас должны получать разрешение на каждую торговую точку. В версии, которую Минпромторг представил в апреле, в принципе исчезло требование получения лицензии на продажу лекарств.
Это вызвало негодование представителей фармацевтического сообщества. Александр Филиппов, генеральный директор компании «Ригла» (управляет аптечными сетями «Ригла», «Будь здоров» и «Живика»), назвал новую версию документа «неуважением к фармсообществу».
По мнению Филиппова, в случае принятия закона фармацевтическая розница потеряет значительную долю прибыли, а часть аптек просто закроется. В первую очередь, это коснется аптечных пунктов и киосков, расположенных в прикассовых зонах супермаркетов. Отметим, что проект также вызвал недовольство представителей Минздрава.
«Не ясно, зачем это нужно»
В письме, отправленном президенту, НФП говорит о том, что принятие закона негативно скажется на здоровье жителей России и приведет к дестабилизации фармацевтического рынка. Проще говоря, вся система лекарственного обеспечения будет нарушена.
Сложившаяся система, когда лекарственные препараты могут реализовываться только в аптеке, имеет под собой серьезное обоснование, — убеждена Валентина Бучнева, глава евразийского подразделения фармацевтической компании «Босналек»: «Помимо отпуска лекарственного средства, одной из важнейших задач аптечного учреждения является фармконсультирование: потребитель должен получить исчерпывающую информацию по способу применения, дозировке и возможным рискам для здоровья. И специалист, отпустивший пусть безрецептурное, но лекарственное средство, несет полную ответственность, в том числе и юридическую, за здоровье покупателя».
Также авторы письма отмечают дискриминационные условия для аптечных организаций. По их мнению, у супермаркетов появятся необоснованные преимущества: например, отсутствие наказания за продажу лекарств сотрудниками без фармацевтического образования. Согласно предложенной инициативе, продуктовые ритейлеры не будут нести ответственность за подобные действия.
«Это не только необоснованные преференции, но, что самое главное – халатность, поскольку подвергает риску самое ценное – здоровье людей, — говорит Валентина Бучнева. — Лекарства не должны находиться в открытом доступе в супермаркетах, ведь их посещают и дети, а это прямая угроза их жизни».
Новость произвела бум на рынке – комментирует Татьяна Ходанович, управляющий директор компании Pharmedu: «Аптеки считают, что у них отбирают хлеб. Второй момент: в магазинах не будет качественной консультации. Точнее, ее, скорее всего, вообще не будет, что противоречит новому законопроекту о качественном информированием населения. Фармацевты категорически не хотят работать в супермаркетах и стоять в зале как консультанты. Супермаркеты тоже не горят желанием получать соответствующие лицензии. Вообще не ясно, зачем это нужно, ведь покрытие аптеками у нас и так шикарное».
А есть ли плюсы?
В то время как фармацевтическое сообщество активно обозначает свою позицию по поводу законопроекта, фуд-ритейлеры высказываются довольно сдержанно. На отправленные нами запросы ответили представители лишь двух торговых сетей.
В пресс-службе супермаркетов «Дикси» прокомментировали, что «в случае принятия закона будут рассматривать возможность» продажи лекарств в своих магазинах. Аналогичную точку зрения высказали в компании «ВкусВилл», добавив, что пока целесообразность расширения своего ассортимента за счет безрецпетурных лекарственных средств всерьез не анализировали.
«Без понимания требований, которые будут выдвинуты к продажам подобной продукции, какие-то предположения делать сложно, – отметил Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам «ВкусВилл». – В целом, данную инициативу мы рассматриваем положительно, поскольку более активная конкурентная среда в итоге должна привести улучшениям для конечных покупателей».
Некоторые эксперты полагают, что предпосылки к принятию закона есть. И фармацевтическая, и продуктовая розница ориентируется на 5 основных показателей, – рассказывает Юлия Петрищева, финансовый директор по фармацевтическим проектам IPT Group. Это: существующая и потенциальная география сети; динамика посещений и их конверсия в покупку, параметры средних чеков; среднее количество дней товара в обороте; шорт-лист продуктов-флагманов у розничной точки.
«По нашим исследованиям, сегодня средний чек крупной сетевой аптеки в Москве составляет порядка 420 – 450 руб. Эта цифра сопоставима с показателями FMCG-ритейлера по Москве: 400 – 450 руб., в зависимости от тяготения сети к формату «дискаунтер». Региональный показатель среднего чека также сопоставим по значению в обоих форматах: 180 – 250 руб. Близость показателей средних чеков – преимущество с точки зрения планирования выручки», – говорит Юлия Петрищева.
Что касается среднего количества дней, которые товар находится в обороте, здесь, в зависимости от категории товара, актуальны следующие показатели: до 30 дней у продуктового ритейлера и 45 – 60 дней у фармацевтического, – продолжает спикер. Оборачиваемость в фарме можно ускорить, если хорошо продумать ассортиментную линейку по отдельным категориям товаров и факторы, мотивирующие спрос. В этом случае темпы оборачиваемости в фуде и фарме сблизятся.
Основные проблемы, которые нужно будет решить фуд-ритейлеру при вводе в ассортимент аптечных товаров – это кадры, клиентский сервис и исключении риска хищений, которым фармацевтический ассортимент подвержен больше, чем продуктовый. Еще один вопрос, возникающий при объединении фармацевтической и продуктовой розницы, – экономика площадей.
«По сути, успешному продуктовому ритейлеру необходимо «превратить» арендную/субарендную ставку в выручку от продаж фармацевтического ассортимента», – отмечает Юлия Петрищева. Чем более высокомаржинальная ассортиментная матрица будет присутствовать, тем выше вероятность того, что проект быстрее окупится.
Преимущество аптек перед супермаркетами – в их расположение «возле дома», где большая часть выручки делается за счет постоянных клиентов: людей, проживающий в радиусе нескольких кварталов, – считает Максим Андреев, заместитель генерального директора по перспективным направлениям бизнеса компании КРОК: «Дополнив ассортимент аптечными товарами, ритейлеры смогут обеспечить себе конкурентоспособность в борьбе за покупателя». Особенно, если учесть стремление людей сэкономить время.
Риски для покупателей и рост цен
На первый взгляд может показаться, что в выигрыше окажутся конечные потребители, поскольку безрецептурные препараты купить станет проще и быстрее. Однако эксперты солидарны во мнении, что принятие закона окажет скорее негативный эффект, поскольку приведет к росту цен.
Для аптечных учреждений сейчас действуют более строгие лицензионные нормы, требования к подбору персонала, внутреннему оснащению и так далее. Поэтому с точки зрения бизнеса аптека — это более затратный проект, который окупается в основном за счет безрецептурных препаратов, БАДов и косметики, – говорит Антон Лифшиц, генеральный директор и совладелец компании Global Health Care: «Сегодня у аптек нет конкурентов в рамках продаж лекарственных препаратов. Если на этом поле появятся ритейлеры, обороты аптек упадут по всей стране».
Следствием таких изменений станет уход с рынка мелких игроков, которые активно работают в регионах, закрытие наиболее убыточных точек аптечных сетей и значительное повышение цен на рецептурные препараты, которые по-прежнему можно будет купить только в аптеках. В итоге в проигрыше окажутся и потребители, и аптечный бизнес в масштабах страны.
С точки зрения комплексного удовлетворения потребностей покупателя инициатива, разрешающая «раздвинуть» границы ассортиментной линейки крупных ритейлеров в сторону фармы – вполне ожидаема, имеет международную практику и востребована, – полагает Юлия Петрищева, IPT Group. Однако есть серьезные риски: появление фальсифицированной продукции фармацевтического ассортимента, несоблюдение режимов специального складского хранения и логистического контроля в отношении термолабильных лекарственных средств и опасность для покупателей из-за отсутствия квалификации и профильного образования у продавцов супермаркетов.
«Добавим к этому дискриминацию аптек с точки зрения условий лицензирования и предлагаемый порядок контроля, согласно которому на магазины не распространяется наказание за продажу лекарственных средств сотрудниками без фармацевтического образования, – комментирует Юлия Петрищева. – В результате мы получим компенсирующий рост стоимости рецептурных лекарств из-за снижения выручки аптек от продажи безрецептурных препаратов».
Плюс для потребителей от принятия закона только один: возможность пополнить свою аптечку лекарствами в «режиме» супермаркета, – считает Татьяна Ходанович, Pharmedu. Говоря о западном опыте, она отмечает, что культура потребления в Европе отличается от российской: «В некоторых странах без рецепта не купите сосудосуживающие капли в нос, не говоря об антигистаминных и других препаратах, которые у нас считаются безрецептурными. В части стран – например, Германии или Австрии – у вас уточнят, сколько дней вы уже закапываете в нос сосудосуживающие средства. Если больше трех дней, их не продадут. А в супермаркетах можно купить только витамины и что-то типа «Терафлю».
Позиция спикера – подобный закон принимать в России нельзя, поскольку общество и так в большинстве случаев занимается самолечением. Покупка лекарственных препаратов без какой-либо консультации приведёт к увеличению самолечения и не улучшит качество жизни.
Алёна Яркова | RETAILER.ru
Подписывайтесь на наш каналы в Telegram и «Яндекс.Дзен», чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.