Союз производителей и импортеров лекарств (СПИЛ) создан в 2003 году по инициативе 10 фармацевтических компаний. Мы попросили исполнительного директора СПИЛ Армена Агаянца прокомментировать текущую ситуацию на фармацевтическом рынке Армении.

— Каким был фармацевтический сектор Армении до кризиса? 
— До кризиса на фармацевтическом рынке Армении работали 178 импортеров лекарств, 17 лицензированных производителей лекарственных препаратов, 20 компаний, занимающихся оптовой торговлей, 800 компаний, занимающихся розничной торговлей и 4 крупные розничные торговые сети. В фармацевтическом секторе создано примерно 5000 рабочих мест, а также ряд учебных центров и лабораторий. 
В Армении зарегистрировано около 3500 лекарственных препаратов, из них 500 — отечественного производства. Это в основном офтальмологические препараты, инъекционные и инфузионные препараты, гемостатические средства, пробиотики, мази, препараты для стоматологии, сиропы, натуральные масла и др. Годовой объем производства местной продукции оценивается примерно в 7,6 млн. долларов США, 40% из которого уходит на экспорт. 
Основными экспортными рынками являются Россия, Грузия, Туркменистан, Узбекистан, Украина и Беларусь. Однако импортированная продукция продолжает существенно превалировать на отечественном фармацевтическом рынке. В 2008 г. общий товарооборот на армянском рынке лекарств составил около 100 млн. долларов. Причем на долю 10 компаний-членов Союза приходится около 85% производимой продукции и около 65% импортируемой. На сегодня Союз производителей и импортеров лекарств объединяет такие компании-производители, как "Арпимед", "Витамакс-Е", "ЕрХЛФ", "Ликвор", "Медикал Горизон", "Эскулап" (производитель и импортер), а также компании-импортеры "Альфа-Фарм", "Ламброн-Фармимпекс", "Тонус-лес", "Фарм-Гоар".

— Что изменилось для производителей и импортеров в условиях кризиса? 
— Подорожало как сырье, так и лекарства. Импортеры ввозят подорожавшие лекарства, а производители — сырье, в основном из Европы, которая, как и весь мир, охвачена кризисом. Подорожание примерно на 20% обсловлено кризисом и еще на столько же из-за курса доллара. 
Положение производителей усугубляется еще и тем, что страны СНГ осуществляют протекционистскую политику, направленную на стимулирование местного производства и сокращение импорта лекарственных препаратов. В связи с этим объемы экспорта несколько сократились. Кроме того, наши производители из-за малого объема рынка закупают сырье в малых количествах, а транспортировка осуществляется самолетами. Это приводит к росту доли транспортных расходов в себестоимости продукции и снижению конкурентоспособности армянской фармацевтической продукции по ценовому показателю. При этом по качественным показателям армянские лекарства не уступают своим зарубежным аналогам. 
Но в фармацевтическом секторе Армении уже несколько лет существует проблема, не связанная с кризисом. Это проблема НДС, который распространяется на всю фармацевтическую сферу в условиях, когда в соседних странах лекарства не облагаются налогом на добавленную стоимость. Взимание НДС на лекарства и лекарственное сырье в процессе растаможивания автоматически приводит к повышению цен на 20%. Из всех стран СНГ НДС на лекарства взимается только в Армении и России, но он там составляет 10%.

— Какие изменения произошли в ценовой политике? 
— К чести национальных производителей, они заявили, что лекарства, производимые в Армении, не подорожают. Импортные лекарства в силу вышеназванных причин подорожали в среднем на 40%. Импортеры закладывают в новые цены уровень дохода в 18-20% для поддержания жизнеспособности бизнеса.

— Как отразилось на экспорте ослабление курса драма? 
— Немного помогло, но, к сожалению, протекционистская политика, проводимая во многих странах СНГ, свела на нет эти положительные сдвиги. Если раньше наши фармацевтические компании могли принимать участие во многих тендерах в странах СНГ и выигрывать их, то сегодня негласно предпочтение отдается местным компаниям, даже если иностранные участники тендера предлагают гораздо более выгодные условия. Сегодня наши компании могут выиграть тендер в убыток себе или на нулевой прибыли, и все-таки они идут на это, чтобы сохранить традиционные рынки сбыта.

— Проводится ли сегодня в Армении аналогичная протекционистская политика по отношению к своим производителям, в том числе и при организации тендеров? Какие антикризисные меры, на Ваш взгляд, необходимы? 
— Пока нет. Вообще, организация тендеров нуждается в серьезном контроле. На конференции, состоявшейся во время выставки "Здравоохранение и фармация" с участием замминистра здравоохранения Татула Акопяна, мы предложили наладить в Армении выпуск необходимых ей лекарственных препаратов, так называемых дженериков, на современно оснащенных производственных мощностях, простаивающих или не полностью загруженных линиях, которые есть и в "Ликворе", и в "Арпимеде", и в "Эскулапе" и других компаниях. Ведь можно же сделать государственный заказ на лекарства первой необходимости, производство которых можно организовать на месте. В конце концов, это вопрос национальной безопасности. В прошлом году из-за событий в Грузии около двух месяцев использовались лекарства со складов импортеров. А если будет что-то более серьезное? 
Мы должны иметь возможность производить на месте лекарства первой необходимости. Кстати, на этой же конференции СПИЛ предложил хотя бы временно отменить НДС на лекарственное сырье, что стало бы существенным стимулом для местных производителей, позволило бы снизить себестоимость (примерно на 20%) армянской фармацевтической продукции и повысить ее конкурентоспособность на внешних рынках.

— У вас есть проблемы, связанные с правовым полем? 
— Большие надежды мы связываем с принятием нового закона "О лекарствах". Думаю, что после этого многое изменится, в том числе порядок и механизм регистрации лекарств, где есть немало пробелов. Учитывая международный опыт, Союз подготавливает предложения по упрощению процедуры регистрации, лицензирования, сертификации Надлежащей практики производства (НПП) и проверок, более известных как GMP.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar