Экономические трудности, безусловно, замедлили рост объема факторинговых операций в России, но одновременно и оздоровили рынок.
Большинство факторинговых компаний, опрошенных "Профилем", признало, что выполнить планы по обороту и росту портфелей им в прошлом году не удалось. По предварительной оценке Ассоциации факторинговых компаний (АФК), объем рынка факторинга по итогам 2009 года может составить 320 млрд руб. Для сравнения: объем денежных требований, уступленных российским факторам в 2008 году, составлял более 600 млрд рублей.
ЗАЧИСТКА РЫНКА
Пик кризиса, пришедшийся на прошлый год, безусловно, замедлил рост объема факторинговых операций, но, что немаловажно, одновременно и оздоровил рынок. По мнению заместителя генерального директора факторинговой компании "Лайф" Александра Федорова, с рынка ушли экономически слабые фирмы, которые проводили агрессивную политику и не уделяли достаточного внимания оценке рисков. Сейчас, по его мнению, в бизнесе остались только наиболее серьезные и устойчивые компании.
Но и они стали осторожнее и консервативнее в выборе потенциальных клиентов. "Финансовые агенты теперь внимательнее относятся к отраслям, в которых работают контрагенты, что в принципе благотворно отражается на качестве факторинговых портфелей", — считает генеральный директор "Транскредитфакторинга" Вадим Соляков.
Одновременно многие факторы вычистили свои текущие портфели, стремясь избавиться от неликвидной, высокорисковой "дебиторки". Никто не хочет повторить судьбу бывшего лидера рынка — компании "Еврокоммерц", обанкротившейся в прошлом году.
"Участники рынка, опасаясь потерь, закрутили гайки, ужесточили требования как к клиентам, так и к качеству дебиторской задолженнос-ти, что неминуемо привело к системной перестройке внутренних бизнес-процессов", — добавляет заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании (НФК) Корнелиу Робу.
В результате, по словам директора департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктора Носова, во втором полугодии удалось отыграть двукратное падение, произошедшее в первой половине года. И уже к октябрю объем рынка был на 36% больше, чем после первого полугодия, и составлял 215 млрд рублей. Но особенно "ударной" оказалась динамика четвертого квартала, продажи в конце года быстро росли. Как пояснил Корнелиу Робу, по данным представителей сетевого ритейла, в декабре объем продажи товаров народного потребления существенно увеличился, и это может заметно улучшить результаты деятельности факторинговых компаний за 2009 год.
КРЕДИТ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
Именно сетевые ритейлеры стали в 2009 году главными клиентами факторинговых компаний. По словам заместителя начальника управления факторинга Юникредит Банка Геннадия Золкина, к факторингу прибегают компании, которые вынуждены осуществлять продажи на условиях отсрочки платежа с целью поддержания ликвидности и аутсорсинга кредитного менеджмента. "Это происходит тогда, когда покупатели диктуют поставщикам свои условия или когда поставщики путем предоставления товарного кредита хотят увеличить свои продажи на высококонкурентных рынках", — уточняет эксперт.
Как считает Александр Федоров, наибольшую потребность в факторинге испытывают сейчас производственные и оптово-торговые компании продовольственного сектора, как правило, относящиеся к малому и среднему бизнесу (МСБ). Это вполне объяснимо: у МСБ относительно высокие темпы роста, что требует дополнительных финансовых вливаний и контроля рисков оплаты уже произведенных отгрузок. Именно такие компании и обращаются к факторам.
"К использованию факторинга прибегают не только предприятия, относящиеся к сегменту МСБ, но и крупные компании, у которых с получением финансирования проблем не возникает, — добавляет заместитель начальника управления факторинга Альфа-банка Елена Траханова. — Для них факторинг — дополнительный финансовый инструмент, который выполняет четко определенные задачи". Ведь основной целью перехода на факторинговое обслуживание является необходимость высвободить собственные денежные средства, замороженные в дебиторской задолженности. Использование факторинга не ведет к увеличению кредиторской задолженности компании и, следовательно, не влияет на изменение показателей ее баланса. Высвободившиеся деньги компании направляют на реализацию целей, которые для них актуальны в настоящий момент.
"Причины потребности в факторинговых услугах те же, что и были всегда: кассовый разрыв, недостаток оборотных средств, необходимость администрирования дебиторской задолженности, — рассказывает Вадим Соляков. — Поэтому и круг потенциальных клиентов, отраслей и рынков остался в принципе тем же". К ним участники рынка относят, например, поставщиков продуктов питания, хозтоваров, электроники и бытовой техники, офисного оборудования, канцелярских товаров, парфюмерии и косметики и т.д. "Наши клиенты — это те, кто думает о долгосрочном развитии, а не ставит цель просто пережить один непростой год", — уточняет Корнелиу Робу. Под долгосрочным развитием эксперт подразумевает поддержание лояльности покупателей за счет увеличения срока и размера коммерческого кредита, увеличение круга платежеспособных покупателей и географии поставок, увеличение закупок и т.д.
"Для многих компаний факторинг является первым опытом получения заемных средств на рынке, так сказать, кредитом первой инстанции, — резюмирует Александр Федоров. — Что касается доступности этого инструмента в кризис, то для оптовых компаний воспользоваться факторингом значительно проще, чем кредитом, так как в непростые времена все банки ужесточили требования к клиентам; что же касается факторинга, то наши требования остались теми же, изменился только подход к дебиторам".
ПРОБЛЕМ МЕНЬШЕ НЕ СТАЛО
Как считает Елена Траханова, одним из самых актуальных вопросов остается отказ многих крупных компаний-дебиторов от подписания уведомлений по факторингу. "Причем для дебитора до сих пор не важно, какой вид продукта предоставляется его поставщику — уступка долга или его продажа, — рассказывает она. — Однако многие дебиторы в 2009 году сумели ощутить преимущества факторинга, поэтому с большинством из них этот вопрос был решен".
О том, что нелояльное отношение к факторингу ряда представителей крупного ритейла пагубно сказывается на увеличении объемных показателей рынка, говорит и Корнелиу Робу: "Не желая идти на незначительные и не несущие каких-либо рисков изменения в части документооборота по торговым операциям, крупные покупатели ограничивают своим поставщикам доступ к получению факторинговых услуг".
Об отсутствии должного объема государственного финансирования как еще об одной проблеме российского факторинга говорит Александр Федоров: "Хотя мы и стали первой в истории России независимой факторинговой компанией, которой были предоставлены государственные ресурсы, однако этих объемов пока недостаточно, да и очень сложно их получить".
Также эксперты не берутся предсказать, как отреагирует рынок на вступление в силу нового закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Закон в принципе может дать дополнительный толчок развитию факторинга, многие его положения способствуют тому, чтобы при поставках в сети факторинг стал преимущественной формой оплаты. Но пока ситуация находится в подвешенном состоянии, и этот период неопределенности может затянуться минимум на полгода.
На самом деле проблем у факторинговых компаний всегда было предостаточно. Это и не слишком развитая законодательная база, регламентирующая как текущую работу факторов, так и взыскание долгов, и отсутствие взаимодействия, оперативного обмена информацией между факторами, и наличие значительного количества мошеннических схем, присутствующих на рынке факторинга.
Последний проблемный пункт в кризис стал еще актуальнее. Из-за ограниченного доступа к кредитным ресурсам многие компании были вынуждены изыскивать не совсем законные способы получать финансирование. "Все это привело к тому, что мы вынуждены тщательнее проверять как клиентов, так и дебиторов, а это требует больших затрат времени и труда", — подытоживает Корнелиу Робу.
ФАКТОРИНГ-2009
Главными событиями прошлого года на российском рынке факторинга, по мнению аналитиков и игроков рынка, стали:
— процедура банкротства факторинговой компании "Еврокоммерц", на долю которой приходилось почти четверть всего рынка;
— отмена лицензирования факторинговой деятельности (внесение изменений в статью 825 ГК РФ);
— принятие Государственной думой закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ";
— консолидация игроков в рамках АФК.