За последний год на рынке факторинга произошло два знаковых события — отмена лицензирования и внесение поправок в закон о торговле. До августа ритейлеры должны привести свои взаимоотношения с поставщиками в соответствие с новыми требованиями этого документа, и участники рынка опасаются, что к тому времени некоторые поставщики могут отказаться от услуг факторов.
В середине декабря прошлого года Госдума приняла закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Новые положения вступили в силу уже 1 февраля текущего года и в перспективе неизбежно повлияют на практику взаимодействия поставщиков, торговых сетей и участников отечественного рынка факторинга. "Этот закон затрагивает работу факторов, поскольку основная доля факторинговых сделок приходится именно на поставщиков продуктов питания, а среди них многие поставляют товары в сети, — поясняет заместитель генерального директора факторинговой компании "Лайф" Александр Федоров. — Все ждут, как отреагируют сети на новые правила игры. Изменятся отсрочки платежа, и, как следствие, возможно снижение спроса на факторинговые услуги в этом сегменте". "Многие поставщики продовольственных товаров могут отказаться от факторинга из-за уменьшения отсрочки платежа и усложнения документооборота", — соглашается начальник управления факторинга Газпромбанка Константин Сазонов. На первый взгляд в законе о торговле для факторинга есть очевидные плюсы: закрепляются максимально допустимые отсрочки; из договоров поставки исключаются все обременения, кроме скидок за объем. В результате договорные отношения поставщиков и ритейлеров становятся более прозрачными, что помогает факторам более точно рассчитать риски финансирования поставок. Однако как будут работать новые нормы на практике, пока никто не знает. Например, закрепление отсрочек платежей в зависимости от срока годности продуктов питания может стать поводом для снижения факторинговой комиссии. Напомним, что сейчас средняя отсрочка платежа для сетей составляет 60 дней, вне зависимости от товарной группы и сроков годности продовольствия. Более 85% поставок в сети идут с отсрочкой свыше 30 дней, около 60% — более 60 дней. Закон ограничивает отсрочку по продовольственным товарам, которые включают в том числе алкоголь и консервы, 45 днями. Но не совсем понятно, как сети и поставщики будут отражать в договорах дифференциацию периода отсрочки платежа. Пока вопросов больше, чем ответов. "Оборот потребляемой сетями продукции не уменьшится, но изменится оборачиваемость, — отмечает Александр Федоров. — Мы даже подготовили специальные тарифы для поставщиков сетей для отсрочек до 15 и до 30 дней, которые позволят эффективно работать при такой оборачиваемости без переплат за наши услуги".
БЕЗ ЛИЦЕНЗИЙ
Еще одним важным событием на рынке стала отмена лицензирования факторинговой деятельности. "Отмена лицензирования всего лишь устранила правовую коллизию. По сути, и до этого лицензия не требовалась, поскольку не было соответствующего лицензирующего органа, — отмечает заместитель начальника управления факторинга ЗАО "Юникредит банк" Геннадий Золкин. — Факторинговые компании прекрасно существовали и без лицензий. Их легитимность неоднократно доказывалась в судах. Правда, не все из них пережили кризис". "Опасений ослабления контроля не было, поскольку отсутствовал и механизм лицензирования, и соответственно контролирующие органы, — подтверждает Константин Сазонов. — Следствием отмены лицензирования явилось то, что теперь небанковские организации смогут легитимно работать на рынке факторинга, не опасаясь возможных претензий со стороны клиентов, дебиторов, налоговых служб". Однако новых компаний в связи с отменой лицензирования пока не появилось, хотя сразу несколько участников рынка заявили "Ко", что некоторые банки планируют вывести факторинговые операции из структурных подразделений кредитных организаций в дочерние фирмы. Но это вряд ли изменит расклад сил на рынке, так как клиенты у них останутся те же самые, единственное, что может поменяться — названия отдельных факторов. "С момента отмены лицензирования прошло мало времени. Пока мы не увидели реакции рынка в виде появления новых игроков. Конечно, в первую очередь это связано с тем, что экономика по-прежнему находится в состоянии, которое оставляет желать лучшего, — констатирует заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании (НФК) Корнелиу Робу. — Во-первых, мало кто готов инвестировать деньги в новый бизнес, во-вторых, в тот бизнес, который напрямую зависит от состояния экономики, в частности от уровня платежеспособного спроса населения".
Тем не менее отмена лицензирования возродила старые страхи факторов перед "иностранной угрозой". После ликвидации этой коллизии в законодательстве был исключен юридический риск, который для многих зарубежных факторинговых компаний до кризиса был главным препятствием развития бизнеса на территории России. "Появление иностранцев с поставленными и отлаженными технологиями, в том числе системой риск-менежмента и качественным IT-обеспечением, только поспособствует повышению уровня факторинговых услуг и развитию здоровой конкуренции на рынке", — отмечает Корнелиу Робу. Однако далеко не все факторы так уверены в своих силах, многие полагают, что с приходом "иноземцев" уже существующим фирмам придется серьезно потесниться. С другой стороны, практически все опрошенные "Ко" эксперты считают, что, по крайней мере, в 2010 году не стоит ожидать появления на российском рынке серьезных иностранных сетевых игроков.
УПОЛОВИНИЛИСЬ
Итоги 2009 года по рынку факторинга показали значительное падение по сравнению с результатами 2008-го. Его объем не превысил 350 млрд руб., в то время как объем уступленных прав требований в 2008-м составлял более 600 млрд руб., вспоминает Геннадий Золкин. Аналогичные данные приводит и Ассоциация факторинговых компаний (АФК). Объем рынка факторинга РФ за 9 месяцев 2009 года составил 215 млрд руб., что на 36% больше, чем показатель первого полугодия 2009-го. По оценке АФК, объем рынка факторинга по итогам года может достичь 320 млрд руб., что составляет около 53% от прошлогоднего совокупного оборота рынка. "Если верить сообщениям ряда представителей сетевого ритейла, а именно эта категория дебиторов в 2009 году стала одной из основных в портфелях дебиторов факторинговых компаний, за декабрь объем продаж товаров народного потребления вырос существенно, что может несколько повысить ожидаемый показатель в 320 млрд руб.", — говорит заместитель председателя правления НФК. "Конечно, объемы 2009 года будут меньше, чем в 2008-м, из-за общего падения в первом полугодии, — подтверждает Константин Сазонов из Газпромбанка. — Но увеличение активности в последние месяцы вселяет надежду на дальнейший рост рынка. Особо отмечу рост конкуренции между крупными факторами, прежде всего по процентным ставкам".
В целом сегодня можно говорить об относительной стабилизации рынка. Во-первых, активная деятельность Ассоциации факторинговых компаний способствует тому, что основная часть игроков под эгидой этой организации находит точки соприкосновения и готова идти по пути развития цивилизованного рынка факторинга. Кроме того, в актив можно записать то, что сейчас ведущие участники ориентируются на долгосрочную перспективу, развивают риск-менеджмент, IT и продуктовый ряд. То есть никаких ляпов и опусов, способных нанести существенный удар по имиджу рынка в глазах кредиторов и клиентов, не приходится ожидать. Не говоря уже о том, что в преддверии прихода на наш рынок иностранцев, в чем, похоже, никто не сомневается, игроки взялись за оптимизацию бизнес-процессов и внедрение новых, передовых технологий, которые помогут им на равных конкурировать с нерезидентами.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
"Минувший год доказал правильность выбранной Юникредит банком стратегии по развитию факторингового бизнеса. Взвешенность в принятии кредитных решений и специализированная IT-система позволили профессионально управлять уступленной банку дебиторской задолженностью и практически избежать потерь, присущих факторинговому рынку в этот непростой период", — вспоминает "борьбу" с кризисом Геннадий Золкин. Во втором полугодии 2009-го, несмотря на предыдущие мрачные прогнозы, рост рынка факторинга и портфеля банка возобновился. Всего, несмотря на сужение рынка и весьма оправданное ужесточение требований риск-менеджмента, Юникредит банком было одобрено более 30 факторинговых сделок на общую сумму, превышающую 2 млрд руб.
"Обращаясь к объемным показателям, конечно, мы видим существенное уменьшение как объемов уступленной нам дебиторской задолженности, так и выплаченного нами финансирования и выданных поручительств. Мы "просели" пропорционально снижению оборотов торговли наших клиентов, а не из-за каких-то существенных потерь, связанных с прекращением деятельности наших клиентов", — делится опытом Корнелиу Робу. При этом он с удовольствием отмечает, что в такой непростой год НФК удалось получить чистую прибыль в размере около 75 млн руб. "Наши сильные позиции по качеству оказываемых услуг, диверсифицированная продуктовая линейка и наличие уникальных для российского рынка IT-технологий позволяют нам рассчитывать на устойчивое развитие в 2010 году", — с оптимизмом смотрит в будущее заместитель председателя правления НФК.
"Мы довольны результатами работы в 2009 году, это был очень непростой, но весьма насыщенный год. За 2009-й мы привлекли более 230 новых клиентов и получили рост — это весьма неплохой результат", — отмечает Александр Федоров.
Если говорить в целом о рынке, то весь 2009 год он постепенно восстанавливался. Покупатели заново завоевывали доверие поставщиков, чтобы вновь начать получать поставки товаров на условиях отсрочки платежа. В конце 2008-го факторы наблюдали, как многие компании переходят от отсрочки к оплатам "по факту", потом ситуация поменялась, и, как результат, возросли объемы финансирования сделок со стороны факторов. Но в целом компании стали осторожными и стараются более придирчиво оценивать риски работы с товарными кредитами. Многие сосредоточились только на надежных, проверенных партнерах.
КОНКУРЕНЦИЯ ИСТОЧНИКОВ
Исторически так сложилось, что большую долю в ценообразовании факторинговых услуг в России занимает величина кредитной ставки. Это в преимущественной степени отличает наш рынок от западного, где стоимость факторинговых услуг значительно выше цены денежного ресурса. Поэтому конкурентная борьба среди факторинговых компаний в нашей стране либо сосредоточена вокруг крупных клиентов, либо сводится к поиску более дешевых источников фондирования. "Для снижения стоимости заемных средств мы прибегаем к среднесрочным рыночным заимствованиям у тех партнеров, которые могут предоставить относительно недорогие ресурсы, — делится опытом Александр Федоров. — Также мы ведем переговоры с международными финансовыми организациями и банками". Но самым успешным проектом стало привлечение компанией "Лайф" первого в истории факторинга финансирования со стороны властей. "Хотя полученный нами по целевой программе кредит был пробным шагом со стороны государства, мы планируем использовать этот опыт для того, чтобы привлечь на развитие малого и среднего бизнеса от 1 — 2 млрд руб. в этом году", — отмечает Александр Федоров.
"Юникредит банк является универсальным банком с диверсифицированными источниками пассивов", — лаконично отметил Геннадий Золкин. "У Газпромбанка есть возможности привлекать ресурсы на наиболее выгодных условиях, поэтому наши процентные ставки по факторинговому финансированию традиционно являются одними из самых низких среди участников рынка", — с уверенностью заявляет Константин Сазонов. "С августа 2008-го по май 2009-го НФК выполнила ряд обязательств перед своими кредиторами на сумму порядка 4,2 млрд руб., в том числе успешно прошла оферту по облигациям, — рассказывает Корнелиу Робу. — Сейчас перед нами стоит задача по формированию сбалансированной пассивной базы". На сегодняшний день доля собственных средств НФК в источниках фондирования составляет около 51%, к середине года компания планирует сократить ее до 40% за счет использования различных инструментов заимствований, в том числе на межбанке. Кроме того, сейчас НФК активно изучает возможность размещения в 2010 году облигационных займов, но, скорее всего, это произойдет в следующем, 2011 году.
ОПТИМИСТИЧНЫЕ ПРОГНОЗЫ
Участники рынка надеются, что в 2010 году их сегмент покажет рост не менее 10%. Эксперты прогнозируют стремительное снижение ставок за счет общего удешевления финансовых ресурсов и повышения доступности источников финансирования. Также постепенно будет "оттаивать" риск-менеджмент в части запретов на те или иные отрасли, с которыми с начала кризиса факторы перестали работать. Экономика начнет оживать, а вместе с ней будет расти покупательский спрос на те виды товаров и услуг, в том числе финансовых, которые в кризис были мало востребованы. "Мы ожидаем, что объемы будут увеличиваться, в отличие от процентных ставок, которые расти не должны. Вполне вероятно, продолжится начавшееся в 2009 году перераспределение рынка среди участников", — предполагает Константин Сазонов. "При текущем состоянии рынка в целом сегмент факторинга продолжит в этом году свое восстановление, мы увидим рост. Сложно сказать, какой процент он составит, но мы планируем увеличить свой портфель как минимум в два раза", — заканчивает на оптимистической ноте Александр Федоров.