В первом квартале 2015 г. продажи смартфонов впервые снизились в натуральном выражении, говорится в сообщении "Связного". Так, по оценкам аналитиков компании, снижение продаж составило 7% в штуках, за январь-март в России было продано 4,7 млн смартфонов на 45 млрд руб.
Трехзначную динамику продолжают показывать планшетофоны (смартфоны с диагональю более 5 дюймов). Всего в России по итогам первых трех месяцев 2015 г., по оценке ритейлера, реализовано более 1 млн фаблетов на сумму 14,5 млрд руб. За год рынок увеличился в 2,5 раза в штуках и в 2,3 раза в рублях. Доля фаблетов в общих продажах "умных" телефонов в натуральном выражении выросла с 9 до 24%.
Фаблеты также каннибализируют продажи небольших планшетов с размером дисплея до 8,9 дюймов. Продажи небольших планшетных компьютеров впервые в истории снизились в годовом исчислении, притом, что долгое время рынок в штучном выражении развивался за счет устройств с экранами менее 8,9 дюймов. Уменьшение объема рынка в этом сегменте планшетов составило 12%, всего реализовано 1,3 млн таких устройств. Таким образом, число проданных планшетов с небольшим экраном и планшетофонов почти сравнялось. По прогнозу "Связного", во втором квартале текущего года фаблеты впервые могут обойти небольшие планшеты по общему количеству реализованных устройств.
Смещение спроса в сторону планшетофонов в компании объясняют, прежде всего, ценой. Средняя стоимость планшетофона по итогам первого квартала составила порядка 13 тыс. руб. При этом покупка одновременно смартфона и планшета обошлась бы пользователю в среднем на 5,5 тыс. руб. дороже. Кроме того, нижняя границы цены на фаблеты находится на уровне 4-4,5 тыс. руб.
Также фаблет более функционален, чем планшет, поскольку, в первую очередь, является смартфоном. С точки зрения технических характеристик, фаблет иногда превосходит планшетный компьютер по ряду параметров, например, по объему оперативной памяти и частоте работы процессора. Также он имеет более мощную камеру.
При этом рано говорить, что потенциал продаж планшетов вообще исчерпан. Планшетные компьютеры в большинстве случае покупают вместо ноутбука, желая получить устройство для игр и мультимедиа с меньшими габаритами и за меньшие деньги. В первом квартале 2015 г. продажи ноутбуков в России уменьшились на 50% в штуках и 40% в рублях. В стране реализовано всего 566 тыс. устройств на 14,8 млрд руб. Средняя стоимость ноутбука за год выросла до 26 тыс. руб. против 22 тыс. руб. годом ранее.