Ввоз одежды модных брендов в Россию обвалился на 30−50%, подсчитал совет EFTEC. Участники fashion-рынка обещают рост цен и не исключают дефицита модной одежды в регионах. Розничные сети и торговые центры будут вынуждены переориентироваться на более низкие сегменты модной индустрии.
Экспорт модной одежды в Россию из основных стран — поставщиков модной одежды в Россию в 2009 году снизился на 30−50%. По данным Европейского совета экспортеров моды и текстиля EFTEC, экспорт из Италии сократился на 27% (953 млн евро), Германии – на 22% (593 млн евро), Франции – на 26% (204 млн евро), Великобритании – на 10% (65 млн евро), Испании – на 5% (87 млн евро), Финляндии – 29% (56 млн евро). Самое существенное сокращение экспорта одежды в прошлом году было из Китая – меньше на 50% (в 2008 году – на 40%). По словам президента EFTEC Райнхарда Депфера, «это не контрафакт, не Черкизон, а официально зарегистрированный экспорт».
«Российский fashion-рынок снабжается за счет отечественного производителя только на 15 процентов», — констатировал Райнхард Депфер.
Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс объясняет снижение экспорта из европейских стран сокращением закупок со стороны российских розничных операторов. «Закупки формируются на основании результатов продаж прошедших сезонов. Результат продаж экстраполируется на аналогичный сезон следующего года с учетом планируемого роста или сокращения торговых площадей компании», — говорит она.
По мнению генерального директора Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ) Марии Сморчковой, сокращение импорта должно сбалансировать объемы поставок одежды в Россию с реальными объемами продаж «без всеспасающего демпинга и сейлов»: — самая большая проблема ритейлеров и дилеров сегодня — затоваривание складов и неравномерное распределение товара по каналам сбыта.
«Розница в России распределена очень неравномерно. Если в крупных городах одежды никогда не будет мало, то в регионах покупатели могут столкнуться с не самым большим выбором качественной, актуальной моде одежды по приемлемым ценам как из Европы, так и из Азии», — говорит эксперт.
Сокращение закупок отражает сокращение спроса со стороны самих покупателей. «В ситуации рыночной экономики спрос определяет предложение. Пока есть спрос и желание тратить средства на модную одежду, дефицит одежды нам точно не угрожает», — уверена Анна Лебсак-Клейманс.
Дефицита одежды не будет, согласна Мария Сморчкова, но станет меньше модной (нового сезона) и качественной одежды. «Ко всему прочему она существенно вырастет в цене», — уверяет глава АПРИМ.
По ее словам, также ожидается ужесточение таможенного контроля, заставляющее импортеров переходить на «белые» таможенные схемы в отличие от используемых ранее полулегальных «серых» схем.
«В конечном итоге «обеление» поставок существенно поднимет цены на импортную продукцию в России. Что в свою очередь снизит покупательский спрос, а часть покупателей, следящих за модой и имеющих доход выше среднего, отправится на шопинг за границу», — объясняет Мария Сморчкова. Эта стратегия покупательского поведения уже обозначилась в кризис на фоне растущего евро и сокращения ассортимента в российских бутиках самых известных европейских брендов.
«Это может вызвать существенное сокращение в России сегментов одежды средний плюс и премиум, что повлечет за собой изменения профиля и концепций фирменной розницы и торговых объектов, ориентированных на премиальный сегмент», — уточняет Мария Сморчкова.