Россияне стали более рационально подходить к вопросу приобретения продуктов питания — 40% опрошенных специалистами исследовательской компании «Ромир» потребителей согласны «экономить на своем желудке» и отказаться от покупки дорогих продуктов в пользу их более дешевых аналогов. Выводы «Ромира» основаны на данных панели потребления 3000 домохозяйств (8520 человек) в 23 городах России с населением более 500 000 человек. Изменения покупательского поведения специалисты «Ромира» фиксировали в 2008 г. и I квартале 2009 г.
Например, обнаружил «Ромир», с сентября 2008 г. по февраль 2009 г. число домохозяйств, покупавших дорогие и средние по цене марки макарон, сократилось на 15-25%. При этом более дешевые марки (по цене 23-43 руб. за 1 кг), наоборот, укрепляли свои позиции. В бакалее в целом продажи в премиум-сегменте и категории «средний класс плюс» снизились на 15-25%, в категории «средний класс минус» и экономсегменте рост составил 15-20%, говорит гендиректор компании «Инфолинк» Андрей Гуров. Покупательская способность упала в основном в регионах, отмечает он, в Москве изменения спроса на бакалею компания не ощутила.
Несмотря на общее снижение покупательских расходов, существует ряд категорий, которые по-прежнему настолько важны для российских потребителей, что они готовы раскошелиться, заметил Штефан Дертниг, партнер Boston Consulting Group (BCG) в Москве, руководивший исследованием поведения покупателей в России (опрос 13 800 потребителей в октябре 2008 — феврале 2009 г.). Он приводит в пример свежие овощи и фрукты, незамороженное мясо и рыбу, некоторые молочные продукты. Сэкономить же покупатели, по его данным, в первую очередь стараются на конфетах, шоколаде и мороженом. По данным BCG, в ближайший год 57% российских потребителей готовы сократить свои расходы минимум на 15%. Основные причины — стремление больше сберегать (40%) и опасение потерять работу (37%).
Еще одна тенденция — возвращение на стол россиян так называемых традиционных продуктов: кефира, майонеза, творога, в то время как падает спрос на питьевые йогурты (снижение на 15-20%), сок (15-16%) и кофе (2-4%), обнаружил «Ромир». «Перераспределение спроса в пользу традиционных продуктов мы прогнозировали еще осенью, — говорит представитель “Юнимилка” Юлия Гончаренко. — Категория кефиров, которая долгое время падала, в этом году действительно замедлила падение. И наоборот, в категории йогуртов, которая последнее время росла, наметилось снижение спроса». Сразу после Нового года сократились продажи деликатесной группы, выросли продажи сосисок и вареных колбас, но в последнее время ситуация стабилизировалась, передал через представителя гендиректор Дымовского колбасного производства Алексей Сошников. Представитель ООО «Алкогольные заводы Гросс» Василий Дмитриев говорит, что компания видит спад в премиум-сегменте: с января по март продажи премиальной водки «Русский бриллиант» упали на 20% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а «Славянской» (экономкласс) — выросли на 5%.
Снижение потребления негативно сказывается на динамике продаж продуктов питания — по данным Росстата, оборот розничной торговли продуктами питания снизился на 18,7% к марту 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г.
Аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина считает, что в 2009 г. сокращение потребительского спроса приведет к замедлению роста оборота розничной торговли до 8,8% (10,4% в сегменте продовольственной розницы и 7,5% — в сегменте непродовольственных товаров) против 25% в 2003-2008 гг. «Розничным сетям придется пересмотреть свои бизнес-модели, что в первую очередь предполагает более тщательный анализ тенденций потребительского спроса и оперативную корректировку ценовой политики», — говорит Колбина.
Потеряли в России
В I квартале 2009 г. падение продаж финского ритейлера Stockmann составило 31% до 44,5 млн евро, продажи корпорации Coca-Cola в России снизились на 18% в натуральном выражении. «Десятки процентов» продаж соков и напитков потерял в России концерн PepsiCo.