В 2010 году продажи Henkel в России выросли на 20% по сравнению с предыдущим годом, до 894 млн евро. На долю страны пришлась треть продаж в регионе Центральной и Восточной Европы. Сумеет ли компания сохранить на российском рынке двузначные темпы роста, продолжит ли инвестиции в локальные предприятия и есть ли у нее шансы подвинуть Procter & Gamble — об этом корреспондент РБК daily Надежда Агеева беседовала с вице-президентом Henkel Фридрихом Штара, отвечающим за подразделение «Чистящие и моющие средства».
— Выручка Henkel в России приближается к 1 млрд евро. Ожидали вы таких результатов от этого рынка, когда вышли на него в 1990 году?
— Что касается меня лично, я около 13 лет отвечал за Центральную и Восточную Европу, за порошки, поэтому регион знаю достаточно хорошо. Россия всегда была страной, которая имеет очень большой потенциал роста, и конечно же, это неоспоримый лидер в плане продаж и вклада в общий успех компании в регионе. Мы пришли на российский рынок в 1990-х годах, когда страна начала радикально меняться. И могли бы прийти даже раньше, если бы Горбачев начал перестройку раньше. Он правильно говорил, что кто не успел, тот опоздал. Я думаю, что мы занимаем такие хорошие позиции в России именно потому, что пришли первыми.
— Как вы оцениваете свою долю на российском рынке, например, в категории стиральных порошков?
— К сожалению, мы не раскрываем такую информацию. Могу лишь сказать, что на рынке порошков присутствуют все основные игроки и Henkel занимает второе место (лидером рынка является Procter & Gamble с долей 42,9%. — РБК daily).
— Вы же говорили, что вышли первыми на российский рынок. Почему тогда второе место, а не первое?
— Хороший вопрос… Другие большие игроки тоже были среди первых… Ну и кроме того, нужно учитывать размеры и существенные финансовые возможности других крупных компаний.
— Если уж мы заговорили о финансовых возможностях, то какие средства вы намерены вкладывать в российский бизнес в ближайшей перспективе?
— Общие инвестиции в Россию за последние пять лет составили более 100 млн евро. Я говорю не только о порошках, но и о других подразделениях, включая косметику и клей. Это получается где-то по 20 млн евро в год. В принципе мы хотели бы сохранить те же темпы. Это, конечно, не означает, что ежегодно мы будем вкладывать именно по 20 млн евро, но общая сумма будет примерно такой же, что и прежде. Кстати, когда говорят об инвестициях, обычно имеют в виду, сколько денег требуется, к примеру, на строительство, но не учитывают такие факторы, как вложения в рекламу, маркетинг, тренинги, обучение, переквалификация. А это тоже нужно учитывать, и тогда инвестиции получатся намного выше.
— В России чистящие и моющие средства вы сейчас производите на двух заводах, насколько я знаю, — в Энгельсе и Перми. Но был и третий завод — в Тосно. Что с ним стало?
— Да, действительно, первоначально у нас было три завода, но потом было принято решение передать завод в Тосно под контрактное производство. Сейчас новый владелец предприятия производит моющие средства для Henkel на контрактной основе. В Тосно также есть завод нашей компании по выпуску клея. Основные мощности по производству моющих и чистящих средств мы сосредоточили на двух заводах — в Перми и Энгельсе. Вам лучше знать карту России: Пермь — это ближе к восточной части страны, а Энгельс — к центральной. Для чего было принято такое стратегическое решение? Чтобы сократить логистические расходы. Нужно сохранить баланс между производственными расходами и логистикой. В Перми мы сейчас в процессе создания нового логистического центра.
— Об этом проекте вы уже говорили прежде, это логистический центр стоимостью 10 млн евро. Когда вы его планируете ввести?
— В конце 2012 года, потому что процесс только начался.
— По вашему мнению, потребительский спрос в России уже вернулся на докризисный уровень?
— Пока потребительский спрос желает быть лучше, кризис еще не закончился. Но я лично верю, что он вернется к предыдущему уровню, хотя на это потребуется время.