В принятую 3 года назад Администрацией Екатеринбурга программу развития городской улично-дорожной сети входит любопытный проект — «Город для пешеходов». Суть его заключается в освобождении центра города от автомобилей. Три года проект практически «лежал под сукном», а сейчас решил выстрелить.

Одним из способов реализации «зачистки» пешеходной зоны чиновники видят постройку паркингов – крытых многоуровневых стоянок. Сегодня иметь такую парковку предписывается каждому торговому центру, в обязательном порядке. Срок реализации проекта – 2006-2007 гг. При этом топ-менеджеры городских ТЦ, осознав реальность угроз чиновников, мыслящих «машиноместами» и «квадратными метрами», находятся в шоке.

К началу весны непонимание между владельцами торговых центров и чиновников достигло своей критической точки. Администрация Екатеринбурга хочет развивать городской центр как пешеходную зону, а владельцы торговых центров, сосредоточенных в этой самой зоне, отказываются вкладывать свои средства в строительство крытых парковок, не нужных, по их мнению, ни ТЦ, ни городу. При этом, из предписаний чиновников следует, что тем, кто пока не обзавелся в достаточном количестве «машиноместами» (речь, видимо, идет про ТК «Сити-Центр», ТЦ «Успенский», частично про «Гермес-Плазу») придется уже в апреле-мае начинать наверстывать упущенное – иначе последуют различные штрафные санкции, проблемы на уровне согласования каких-то иных проектов.

Необходимость крытых стоянок работники Администрации Екатеринбурга обосновывают по-своему весьма логично. Так специалист комитета по товарному рынку Наталья Фирстова сообщила JM, что каждый торговый центр в любом случае должен иметь свою парковку. По крайней мере, сегодня все проекты ТЦ, согласованные и согласующиеся с Главным управлением архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений, оснащены стоянками разных типов. Это, по словам Фирстовой, обязательное требование. В соответствии с утвержденным планом полагается одно «машиноместо» на 15 квадратных метров торговой площади для крупных ТЦ, вроде «Дирижабля», «Успенского». Для «компактных» ТЦ, вроде «Гермес-Плазы», «Сити-Центра» «ценз» пониже – одно «машиноместо» на 30 квадратных метров торговой площади.

Паркинг, по словам чиновников горадминистрации, необходим в особенности для тех ТЦ, которые расположены в так называемом малом транспортном кольце Екатеринбурга, образованном улицами Московская, Челюскинцев, Восточная и Фурманова. Это та часть города, которую планируют если не избавить от личного транспорта полностью, то по максимуму «разгрузить» от избытка машин. «В этих границах действительно можно было бы убрать весь транспорт, кроме общественного, полагает заместитель начальника по вопросам архитектуры Главархитектуры Сергей Луканино. – К сожалению, мы не английский Бирмингем, наш центр – конгломерат деловой жизни, поэтому проблема транспорта до сих пор одна из самых сложных», — шутливо посетовал архитектор.

Представители же конгломерата «деловой жизни», говорят несколько иные вещи.

В разговоре с корреспондентом JM соучредитель компании «Общество «Малышева, 73» Игорь Заводовский привел примеры удачного и наоборот – не очень удачного паркинга в городе. По его мнению, вполне оправдала себя многоуровневая парковка ТЦ «Купец» на улице 8 марта. Хотя, Игорь Вениаминович отметил, что и сейчас данный паркинг заполняется максимум на 60%, но и это уже очень хорошо. При этом свободная площадь перед зданием точно также забита авто, как и раньше. Заводовский считает, что к «купцовскому» паркингу люди привыкали достаточно долго, но сейчас можно констатировать факт, что крытая стоянка, что называется «прижилась».

Немного по иному обстоят дела с паркингом недавно открытого ТЦ «Гермес-Плаза» на улице Малышева. Игорь Вениаминович отмечает, что при постройке этой стоянки были допущены некоторые технические недоработки, из-за которых она теперь имеет затрудненный въезд. При этом Заводовский уверен, что если бы стоянка была спроектирована более удобно, то популярность у гостей «Гермес-Плазы» ей была бы обеспечена. То, есть дело, по мнению Игоря Вениаминовича, только в комфорте.

Правда, не все эксперты с этим согласны. Конечно, самокритика со стороны господина Заводовского весьма похвальна, но наши источники в аналитических кругах считают, что в условиях «Гермес-Плазы» удобного паркинга все равно не достичь. «Вот увидите, через год-полтора владельцы «Малышева 73» построят на месте стоянки что-нибудь более полезное для ТЦ, — рассказывает топ-менеджер одного из городских торговых центров. – Что же касается «Купца» — то здесь паркинг пользуется популярностью из-за того, что ТЦ находится уже на границе пешеходного кольца».

Как выяснилось, проблемы с паркингом возникли не только у «Гермес-Плазы». Большие сомнения вызывает рентабельность проекта в центральной пешеходной зоне у руководства близлежащих торговых центров. Например, обузой для бизнеса, подземную парковкусчитает генеральный директор БЦ «Антей». Андрей Гавриловский. Андрей Николаевич полагает, что паркинг — «предприятие» убыточное. Он больше тратит на поддержание его инфраструктуры, а прибыль со стоянки (в «Антее» одно «машиноместо» стоит 10 рублей) совершенно не «отбивает» средства, потраченные на обогрев паркинга, коммунальные расходы, зарплату персонала и так далее. Чтобы стоянка себя оправдала, плата за ее использование должна быть достаточно высокой, полагает директор БЦ. Но повышение оплаты приведет только к тому, что люди вообще перестанут пользоваться парковкой и будут «бросать» автомобили напротив входных дверей.

Поддержал Андрея Гавриловского и генеральный директор ТК «Сити-центр» Сергей Флеганов. «Я согласен, что паркинг нужен, конечно, но экономика не выдерживает. Стоимость одного машиноместа на парковке может доходить до 900 тыс. рублей. Это не окупится даже через 10 лет», – сообщил Сергей Владимирович.

Солидарен со своими коллегами и генеральный директор торгового центра «Успенский» Леонид Базеров. «Об окупаемости паркингов при торговых центрах говорить нельзя, потому что, чаще всего, они бесплатные, — говорит руководитель торгового центра. — У ТЦ «Успенский» выделена площадка под паркинг, оформлены все документы. Я могу начать строительство в любой момент, но делать это нельзя. Я считаю, что необходимо прекратить строительство паркингов в центральных кварталах города, между улицами Ленина и Малышева от ул. Хохрякова до Карла Либкнехта. Люди должны приезжать в эту зону общественным транспортом. Паркинги совершенно необходимы при ТЦ в спальных районах, на автомагистралях, но в центре — безумные пробки, необходимо ограничивать въезд машин. А строительство паркингов в центре притянет сюда дополнительный транспорт». Господин Базеров полагает, что если строить стоянку в соответствии с предписываемыми нормами, то под нее понадобятся неоправданно большие площади. В крупных европейских городах центр застраивают магазинами, а не паркингами. «Рядом с торговым центром «Успенский» есть паркинг (по адресу Попова, 6, где расположен развлекательный центр «Аркада» — от ред.), но он пустует, многие автомобилисты даже не подозревают о его существовании», — подчеркивает директор ТЦ.

Приглашенный JMмосковский эксперт, доктор экономических наук и бизнес-консультант Алексей Ищенко уверен, что все «паркинговые» беды у екатеринбургских, да и у московских, девелоперов кроются в элементарном неумении менеджеров ТЦ определить своего покупателя еще на стадии проектировки центра. «Необходимо сразу же прописывать концепцию ТЦ, чтобы стало понятно, ездит ли потенциальный клиент на машине или же нет», — полагает Алексей Анатольевич. Если паркинг действительно нужен торговому центру, то он в любом случае будет заполняться и приносить владельцу прибыль.

Вместе с тем, в Екатеринбурге несколько другая ситуация. Те же торговые центры «Гермес-Плаза», «Антей», «Сити-Центр», «Успенский» явно рассчитаны на покупателей с личным авто. Пусть в «Гермесе» паркинг действительно неудобный, но на стоянке «Антея» вроде бы никто не жалуется на дискомфорт, а наполняемости между тем нет. Необходимость или, напротив, ненужность паркинга, определяется спросом на него, которого в нашем случае – нет.

Получается, что концепция развития торговых центров столицы Урала, во многом определяется концепцией развития города. И судя по тому, насколько решительно настроены в администрации развивать проект «пешеходный Екатеринбург», проектировать паркинг в своем ТЦ девелоперам все-таки придется. Независимо от экономической выгоды и здравого смысла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar