С 1 июля 2016 г. участники розничной торговли должны будут отчитываться о проданном алкоголе в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Это может нанести удар по сегменту разливных вин и пива емкостью до 20 млрд руб. в год, а также по мелким региональным торговцам. Несмотря на то, что участники рынка алкоголя надеются на лучшее, Росалкогольрегулирование (РАР) ясно дает понять, что продажа разливного вина с 1 июля 2016 г. в принципе невозможна.

На очередном совещании с представителями алкогольного рынка по вопросам внедрения ЕГАИС в розничном звене представитель РАР, отвечая на вопрос бизнесменов о внесении в ЕГАИС данных о разливном вине, дал понять, что продажа разливного вина новым законодательством не предусмотрена в принципе.

"По нашему законодательству и по той информации, которую доводит до нас наше Управление контроля за соблюдением лицензионных условий, у нас продукция, которая подлежит маркировке, должна реализовываться конечному потребителю в таре с нанесенной федеральной специальной маркой. Разливное вино в данном случае под эту ситуацию в принципе никак не подпадает. Потому что вы, продавая [вино] вашему потребителю, разливаете его, по сути, в некую тару, которая не маркирована. У вас продукция вообще ходит в немаркируемом состоянии. По действующему законодательству, это нарушение", — заявил начальник управления автоматизированных информационных систем РАР Антон Гущанский, отвечая на вопрос, каким образом в системе ЕГАИС будет отражаться движение разливного вина, то есть вина из бочек.

Совещание записывалось на видео, его можно посмотреть на официальном сайте ЕГАИС. На вопрос о разливном вине представитель РАР отвечает на 13-й минуте.

При этом Антон Гущанский признал, что ситуация сложная. Он пояснил, что сейчас ведомство действует в рамках той методологии, которую "предоставляет соответствующее управление". Представитель РАР подчеркнул, что по позиции Управления контроля за соблюдением лицензионных условий, разливное вино невозможно в принципе.

По данным Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) на долю разливного вина приходится только 2–3% от всего производства, то есть около 1,2 млн дал в год. Доля разливного пива составляет около 12% — 20,4 млн дал. В пересчете на рубли это около 20 млрд руб. в год.

РАР уже отчиталось во все профильные ведомства об успешном тестировании ЕГАИС в рознице и ее готовности к запуску. При этом введенная девять лет назад ЕГАИС в производстве крепкого алкоголя и вина до сих пор работает со сбоями, утверждает директор по развитию винзавода "Славпром" Сергей Макоед. По его словам, иногда завод по несколько часов не может выпустить машину оптовика из-за зависшей ЕГАИС.

"У нас не все заводы успевают оперативно сдавать отчеты, что говорить о розничных точках? Если этот отчет будет формироваться и отправляться в ЕГАИС в конце дня, то еще куда ни шло. Например, будет суммироваться после полуночи и отправляться. Но если система подвиснет? Получается, утром, когда начинается продажа, алкоголь нельзя продавать, что ли?" — рассуждает Сергей Макоед.

В состоянии неопределенности пребывают и поставщики оборудования для розничного розлива вина. К примеру, представители компании "Царь", которая поставляет стойки для торговли разливным вином в самых маленьких магазинах, пока не знают, как именно будут работать новые правила использования ЕГАИС в рознице. По мнению поставщиков, розничные магазины, которые имеют лицензию на торговлю алкоголем, и так сейчас отчитываются об объемах продаж раз в квартал. "Вероятно, к ним и по новым правилам будут применяться какие-то упрощенные требования, и каждый день давать отчет не придется", — надеются бизнесмены.

Вопросы по ЕГАИС возникают и у многих представителей рынка пива. Источник Retailer.RU на одном из пивоваренных предприятий рассказал, что многие представители розничных точек, а также ресторанов-пивоварен пока не готовы поверить, что с 1 июля 2016 г. все разливное пиво им надо будет регистрировать в ЕГАИС. Но в РАР на все вопросы о том, как разливное пиво будет проходить через ЕГАИС, отвечают: "Ждите разъяснений". В РАР на запрос Retailer.RU не ответили.

Когда решался вопрос о введении ЕГАИС в розничной торговле, никто мнения производителей и торговцев не спрашивал, сетует Сергей Макоед.

"Наше мнение можно было спросить, потому что у нас уже есть опыт работы с ЕГАИС, а у розничных точек можно было спросить их пожелания. С ними никто не говорит, они не знают, где получить систему, как установить, как работать", — говорит он.

Специалист по связям с госорганами одной из крупнейших российских компаний высказал свою точку зрения, как будет работать ЕГАИС в рознице. По его мнению, движение пива будет отражаться в ЕГАИС от производителя до розничной точки, то есть схема будет выглядеть примерно так: производитель – оптовик – распределительный центр – конкретный магазин. До кассы отслеживаются только крепкий алкоголь и вино. Именно такие правила сейчас действуют в этой крупной сети в тестовом режиме. Кроме того, новые правила не распространяются на заведения общественного питания. Также под исключения подпадают предприятия, выпускающие пиво и пивные напитки в объеме не более 300 тыс. дал в год.

Строгому контролю пиво будет подлежать только в случае маркировки, но марки на пивных бутылках — это утопия, считает коммерческий директор проекта "Мерката" Антон Еликов. Источник на пивоваренном предприятии, продающем свое пиво в основном в розлив,  рассказывает, что сейчас пиво, поставляемое в магазины в кегах, и так учитывается в ЕГАИС и получает специальные марки. А при возврате пустых кегов на производство они заново маркируются.

По словам Антона Еликова, от обязательного введения ЕГАИС пострадают только совсем мелкие компании, у которых не хватит денег на внедрение системы: поставщики традиционных решений предлагают розничным точкам полную автоматизацию минимум за 150 тыс. руб., кроме того, потребуются деньги на дальнейшее обслуживание системы. "В моем понимании для малого бизнеса эта цифра неподъемная", — рассуждает он.

Из-за необходимости подключения розницы к ЕГАИС легальная розница может потерять около 20% игроков, считает генеральный директор некоммерческого партнерства "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский.

"Несетевая розница не сможет внедрить эту систему. У нас во многих регионах до сих пор не знают, что такое электронная подпись, а тут ЕГАИС. То есть некоторые магазины несетевого формата не смогут внедрить эту систему ни материально, ни интеллектуально. Не исключено, что многим просто придется отказаться от торговли алкоголем", — сказал он. 

Система контроля задумывалась для борьбы с контрафактом, но контрафакт никуда не уходит, говорит Сергей Макоед. Распространение ЕГАИС на весь алкоголь выгодно только производителям счетчиков и программного обеспечения, часть которых является карманными фирмами чиновников, уверен он.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar
wpDiscuz