В Тюмени региональные чиновники приняли решение противостоять экспансии федеральных сетей, поддерживая местную торговлю. Летом чиновники управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области задумались об объединении постепенно закрывающихся в городе магазинов у дома в единую торговую сеть. Позднее инициатива была воплощена в жизнь ассоциацией малых предприятий. На сегодняшний день 45 небольших магазинов у дома с разными собственниками объединены в торговую сеть с названием "Магазин у дома".
Взаимная поддержка
В магазинах новой сети планируется продажа категорий "фрукты", "овощи", свежие хлебная и молочная продукция местных производителей. Создатели видят готовность производителей и оптовиков идти навстречу, сейчас идет работа над унификацией магазинов, перевод магазинов в формат самообслуживания, что должно увеличить товарооборот на 30%.
Целью проекта было заявлено спасение несетевых форматов торговли в городе и поддержка местных поставщиков, которым тяжело попадать в крупные торговые сети.
"В Тюменской области в сельское хозяйство вкладываются крупные инвестиции, в регионе работает много производителей, а небольшие поставщики работают как раз с "магазинами у дома", — поясняет ситуацию начальник Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андрей Пантелеев, — если смотреть в будущее, эти поставщики не будут иметь точек реализации, если магазины этого формата закроются".
По его оценке, в регионе доля магазинов у дома составляет 70%, доля сетей — 18%. Но малый бизнес в городе испытывает сложности, многие магазины вынуждены закрываться, не выдержав конкуренции с сетями, поэтому тюменские предприниматели были вынуждены обратиться к властям за поддержкой. При всех плюсах сетевой розничной торговли, Андрей Пантелеев обращает внимание на принуждение к снижение цен, а небольшие производители не могут позволить себе предлагаемую ретейлерами низкую стоимость продукции.
Ассоциация занимается введением единой товарной матрицы и цен на товары, до конца года планируется оформить все магазины-участники проекта в едином интерьере с логотипом "Магазин у дома". Проект будет работать как франчайзинговый, с ориентацией на формат магазинов Spar. В работе над новой сетью участвует Российская организация франчайзинга. По словам Андрея Пантелеева, со стороны региональных властей новому проекту в торговле оказывается содействие только в переговорах с поставщиками.
Идея имеет право
Как комментирует Николай Власенко, член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, ранее член совета директоров калининградской сети "Виктория", если это объединение представит собой кооператив, то это интересный проект. Подобные кооперативы есть и в Италии (Coop), в Швеции есть три крупнейших кооператива, которые покрывают всю территорию страны.
"Торговля — очень конкурентная среда. Там низкие входные барьеры, и поэтому очень много участников. Самая крупная сеть в России "Магнит" занимает всего 6% рынка. Противостояние маленьких магазинов и крупных сетей разрешается очень просто — специализация, — считает Николай Власенко, — во всем мире в маленьких магазинах продается "нишевой" товар. И цены выше, чем в сетях. Но близость к клиенту, наличие уникальных продуктов (типа фермерских продуктов, горячего хлеба), знание всех клиентов в лицо и т. д. позволяет им конкурировать".
Директор тюменского департамента потребрынка Елена Еремина также считает, что наибольшую степень выживаемости объекты формата "у дома" могут получить, если они поменяют свой ассортимент, и он будет отличным от того, что предлагается в крупных торговых сетях.
Владимир Панов, президент тюменской ассоциации малых предприятий, видит потенциал этого проекта, но на данном этапе есть сложности. У новой торговой сети нет единого юридического лица, у каждого магазина свой собственник, из-за этого возникают трудности в заключении контрактов с поставщиками, ожидаются проблемы и с внедрением системы ЕГАИС.
Многие из опрошенных нами предпринимателей в Тюмени о проекте торговой сети не слышали, но заинтересовались бы участием, в зависимости от условий работы. Как рассказывают владельцы магазинов, смысл в таком проекте определенно есть, это "один из способов выживания местной торговли", такое объединение позволит уменьшить транспортные издержки, найти более выгодные ценовые условия за счет увеличения поставляемых объемов продукции, отмечает представитель торговой сети "Мостовский".
Как у других
В других российских регионах опыт поддержки магазинов у дома через объединение в сеть уже практиковали в Челябинске и Магнитогорске. Владимир Ишимов, директор АНО "ЦППНИ" Родной город", занимался развитием созданной в 2013 г. такой сети в Магнитогорске. Сеть встала перед проблемой отсутствия контакта с региональной властью, также было сложно договариваться с поставщиками, на сегодняшний день сети "Родной город" практически не существует.
У челябинской сети ситуация лучше, некоммерческое партнерство "Мост" было основано в 2004 г., насчитывает 92 магазина, сеть успешно развивается, имеет собственный распределительный центр, ассоциация занимается закупками, маркетинговой, консалтинговой поддержкой магазинов.
В проекте новой сети вмешательство государства ограничивается только идеей объединения. Но, по мнению экспертов, если в таком проекте есть государственная собственность или в органах управления есть государство, то ничего хорошего в их перспективе нет. "У нас все торговые организации с участием государства либо развалились, либо не создались. Взять для примера хотя бы магазины "Океан", сильно разрекламированные в свое время Агентством по рыболовству. При одинаковых условиях, никакая торговля с госучастием конкуренции не выдержит", — считает Николай Власенко.
Опыт Крыма
Тем не менее, в некоторых регионах государство пошло дальше и решило само создать торговую сеть. В крымской Евпатории открыта муниципальная торговая сеть "Лукошко" в целях "стабилизации ценовой ситуации на продовольственном рынке", как сообщают в управлении потребительского рынка и развития предпринимательства администрации города.
В настоящее время в городе открыто пять социальных магазинов, торговая площадь которых от 28,0 до 80,0 кв. м. По заявлениям представителей администрации, цены здесь в среднем ниже на 15–20%, чем по городу, торговая надбавка в магазинах в среднем 15%, на такие продукты как хлеб, молоко, мука, макаронные изделия, масло растительное, колбасные изделия — 10%. При заключении договоров на поставку социально значимых товаров приоритет отдается крымским производителям (хлеб, молоко, колбасные изделия и др.). Ассортимент товаров насчитывает более 800 наименований. В дальнейшем муниципальную сеть планируется расширить открытием нестационарных торговых павильонов, а также небольших магазинов в разных районах города.
Открытие на новообретенной территории государственных продуктовых магазинов — мера вынужденная. В Крым не выходят российские ретейлеры, а украинские сети ушли с полуострова. Но участники рынка не видят необходимости вовлечения в ретейл государства, в той же Евпатории магазинов хватает. Владимир Алешин, владелец местного магазина "Ривьера", не уверен, что "Лукошко" сможет сдерживать обещанную наценку, а помощь государства этим магазинам будет мешать честной конкуренции в городе.