Московский производитель плавленых сыров “Карат” может лишиться эксклюзивных прав на популярные товарные знаки “Янтарь” и “Дружба”. Как стало известно “Ведомостям”, конкуренты из “Ростагроэкспорта” через суд обязали Роспатент аннулировать эти знаки, которые вошли в общее употребление.

На прошлой неделе арбитражный суд Москвы удовлетворил иск “Ростагроэкспорта” к Роспатенту. Компания требовала обязать главу Роспатента Бориса Симонова утвердить решение палаты по патентным спорам, аннулирующее товарные знаки “Янтарь” и “Дружба”. “Это означает, что решение палаты должно вступить в законную силу и теперь все производители могут выпускать сыры под этими марками”, — заявил “Ведомостям” гендиректор “Ростагроэкспорта” Борис Александров. По его словам, сейчас в России “Янтарь” и “Дружбу” производят 35 предприятий, но права на эти бренды принадлежат лишь “Карату”. В Роспатенте придерживаются иного мнения. “Мы будем оспаривать это решение”, — заявил вчера “Ведомостям” Борис Симонов.

“Карат” зарегистрировал в Роспатенте “Дружбу” и “Янтарь” еще в 2000 г. Сразу же после этого московский завод потребовал от других российских производителей плавленых сыров прекратить выпуск продукции под этими марками. Несколько предприятий, в том числе крупнейший в стране воронежский завод плавленых сыров “Янтарь” и московский “Ростагроэкспорт”, попробовали добиться отмены регистрации товарных знаков за “Каратом”, однако проиграли суды. Они настаивали на том, что никто не может владеть исключительными правами на эти марки.

В прошлом году палата по патентным спорам дважды хотела аннулировать товарные знаки “Дружба” и “Янтарь” по жалобе “Ростагроэкспорта”, но глава Роспатента их так и не утвердил.

На “Карате” это решение суда вызвало возмущение. “Мы намерены участвовать в этом процессе в качестве третьей стороны и будем драться до конца — бренды никому отдавать не собираемся”, — категоричен гендиректор и совладелец “Карата” Владимир Корсун.

“Карат” еще не лишился своих марок, но на них уже нашелся претендент в лице ФКП “Союзплодоимпорт”, которое от имени государства распоряжается правами на 17 советских водочных брендов (Stolichnaya, Moskovskaya и проч.). В конце прошлого года руководители заводов, выпускающих плавленые сыры, обратились с письмом к министру сельского хозяйства Алексею Гордееву, в котором попросили передать марки “Дружба” и “Янтарь” ФКП. Конкуренты “Карата” даже готовы были платить ФКП роялти — 2% с оборота или около 55 млн руб. в год. “Мы считаем, что этими марками должно владеть государство в лице ФКП”, — подтвердил вчера Александров из “Ростагроэкспорта”.

Недавно Минсельхоз обратился в Росимущество с просьбой наделить ФКП полномочиями в борьбе “за возврат марок государству”. “Единственным лицом, имеющим право на получение правовой охраны обозначений «Янтарь» и «Дружба», является государство”, — говорится в письме за подписью врио министра сельского хозяйства Александра Козлова. Получить комментарий в Росимуществе вчера не удалось.

В ФКП вчера осторожно говорили о перспективах этого спора. “Мы видим основания, чтобы добиваться регистрации этих знаков за Российской Федерацией”, — говорит гендиректор ФКП Владимир Логинов. Но какие конкретные шаги намерено предпринять ФКП, он говорить отказался. Гендиректор “Карата” считает несправедливым, если его предприятие лишат исключительных прав на эти марки. “Карат” вложил в продвижение “Дружбы” и “Янтаря” за последние годы около 10 млн евро, говорит Корсун. “Появление [в споре] ФКП похоже на рэкет со стороны государства”, — недоумевает он.

Справка:

Ожидаемая выручка “Карата” по итогам 2005 г. составит 2,2 млрд руб., основная часть придется на сырки “Дружба” и “Янтарь”. По данным “Ростагроэкспорта”, в России в год продается 86 400 т плавленых сыров на 6,5 млрд руб. Из них на “Янтарь” и “Дружбу” приходится 36 000 т (2,7 млрд руб.). По данным TNS Gallup Media, марки “Дружба” и “Янтарь” знают соответственно 71,5% и 67% российских потребителей, конкурирующую финскую Viola (компания Valio) – 58%.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar