Патентный спор между крупнейшим в мире производителем крепкого алкоголя компанией Diageo и структурами «Альфа-групп» закончился. 

Причем закончился совершенно неожиданно: вчера компании объявили о создании совместного предприятия, которое станет эксклюзивным дистрибутором в России всех брэндов Diageo вместо компании «Руст Инк», а также получит права на марку «Смирновъ». Участники алкогольного рынка полагают, что создание СП с «Альфой» свидетельствует о дальнейшем интересе Diageo к поглощениям на российском рынке. 

Патентный спор за марку Smirnoff начался десятилетие назад, когда Diageo стала поставлять в Россию водку под маркой, права на которую были куплены в 1930-х годах у потомков создателя брэнда Петра Смирнова. Роспатент зарегистрировал товарный знак «Смирновъ» в 1994 году, а в 1997-м ведомство зарегистрировало знак Smirnoff за Diageo. ТД «Торговый домъ потомковъ поставщика двора его императорского величества П. А. Смирнова» попытался оспорить эту регистрацию, сославшись на то, что знак Smirnoff сходен до степени смешения со «Смирновъ», но в сентябре 2004 года получил отказ. В конце 2000-го торговый дом перешел под контроль «Альфа-Эко». И все эти годы стороны вели судебные разбирательства, которые ни к чему не приводили. 

Вчера стало известно, что конфликт разрешился неожиданно. Diageo и «А1» (структура, близкая «Альфа-Эко») договорились о создании совместного предприятия ЗАО «Диаджео дистрибьюшн», которое станет эксклюзивным дистрибутором Diageo и продукции под брэндом «Смирновъ» в России, говорится в совместном сообщении компаний. Согласно пресс-релизу, 75% ЗАО получит Diageo, 25% — «А1». «Создание СП усилит наши позиции на российском рынке, который является для нас одни из наиболее перспективных»,— приводятся в сообщении слова президента европейского подразделения Diageo Эндрю Моргана. «Сейчас в суде находятся два иска в отношении товарного знака Smirnoff, но это соглашение полностью исчерпывает судебную тяжбу между нашими компаниями. Начинается плодотворный процесс сотрудничества»,— говорит управляющий директор «А1» Игорь Барановский. Сумма сделки не раскрывается, но, по информации агентства AK&M, она составила $50 млн. Источник «Бизнеса», знакомый с ходом переговоров, подтвердил, что помимо получения доли в СП, «А1» «неплохо заработала». 

«Диаджео дистрибьюшн» начнет операционную деятельность в июле 2006 года. Тогда же перестанет действовать контракт Diageo с компанией «Руст Инк» Рустама Тарико, которая была эксклюзивным дистрибутором Diageo в России с момента выхода западного производителя на российской рынок. 

Это уже вторая серьезная потеря «Руст Инк» за четыре года: напомним, в 2002 году контракт с «Руст Инк» отказалась продлить Bacardi-Martini, создавшая собственную сбытовую компанию. 

Гендиректор «Руст Инк» Дмитрий Калинин от комментариев отказался. Но, по словам источника, знакомого с ситуацией, «Руст Инк» не удовлетворял Diageo сразу по нескольким причинам: водка «Русский стандарт» конкурировала со Smirnoff, при этом дистрибутор уделял пристальное внимание флагманским маркам Diageo— Johnnie Walker и Baileys, забывая о продвижении остального портфеля. «Потерять Diageo— серьезная проблема для „Руст Инк”. Раньше, когда у компании были Johnnie Walker и Baileys, ей было проще договариваться с розницей и ресторанами и продвигать там „Русский стандарт”. Теперь ситуация изменится»,— констатирует генеральный директор компании «Кристалл-Лефортово» Виктор Алексеев. 

О своих планах в «Диаджео дистрибьюшн» пока рассказывают неохотно. «В течение ближайших двух-трех лет мы планируем удваивать свои позиции по всему портфелю брэндов. Не исключено, что запустим новые марки и товарные категории»,— говорит замгендиректора «Диаджео дистрибьюшн» Андрей Кравец. 

Так или иначе это первая крупная покупка западным производителем российского игрока на алкогольном рынке. 

До сих пор робкую попытку в этом направлении предпринял лишь Pernod Ricard, который в 1990-х инвестировал в Иткульский спиртзавод, где начал разливать водку под брэндом «Алтай». «Какой западный инвестор выйдет на рынок, где отсутствуют четкие правила игры? Кроме того, их отпугивали акцизные склады и региональный сепаратизм, импортеры-то работали без акцизных складов. 

Но новый закон „О производстве и обороте этилового спирта” отменил их вовсе, и компаниям стало проще работать»,— объясняет директор по внешним связям комитета производителей алкогольных напитков Европейского делового клуба (EBC) Александр Романов. 

При этом участники рынка считают, что «Альфа» получила завышенную долю в СП: оборот ТД «Смирновъ» в 2005 году оценивается в $14–15 млн, Diageo — $60–70 млн. «Что такое ТД „Смирновъ” по сравнению с Diageo?» — удивляется один из крупных производителей алкоголя. «Столь большая доля в СП может означать лишь то, что Diageo продолжит наращивать российские активы. И здесь опыт „Альфы” в области слияний и поглощений будет весьма полезным»,— считает аналитик ИК «Финам» Ольга Самарец. 

Напомним, осенью прошлого года «А1» вела переговоры с ТПГ «Кристалл» о покупке компании за $100 млн. «Водочный рынок очень интересен для „А1”: он не консолидирован, находится в зародышевом состоянии и имеет огромный оборот. 

Это лакомый кусок для такой компании»,— говорят источники «Бизнеса», знакомых с планами «Альфы». «Компании заключили взаимовыгодный контракт: Diageo сможет полностью контролировать продажи и экономить на марже дистрибутора, а „А1” заработала хорошие деньги и получила возможность продвигать свою продукцию через сеть Diageo»,— резюмирует Алексеев из «КристаллЛефортово». 

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar