Разрабатывать БПЛА модно и прибыльно, новые концепты легко находят инвесторов. Но иногда инженеры и дизайнеры слишком увлекаются – и на свет появляются одноразовые доставщики, баржи-дрононосцы и беспилотники-оригами.

Быстрый дрон от Zipline

Компания Zipline, которая базируется в Силиконовой долине, а предоставляет свои услуги в Руанде, в апреле 2018 года объявила о создании самого быстрого дрона доставки. Он предназначен для транспортировки медикаментов и донорской крови в отдаленные уголки Африки, но стартап надеется расширить свое представительство и на более благополучные регионы, включая США. Главное достоинство разработки – мобильность. В последней версии крейсерскую скорость удалось довести до 101 км/ч, а максимальную – до 128 км/ч.

Zipline

В остальном это БПЛА стандартной конструкции с грузоподъемностью всего в 1,75 кг и дальностью полета в 160 км. Сам же товар сбрасывается заказчику на парашюте. Сервис работает в Руанде с 2016 года, но говорить о конкурентоспособности быстрого доставщика на фоне других дронов пока нельзя.

Хотя его грузоподъемности для медикаментов достаточно, как и для большинства посылок, но вот дальности полета в 160 км явно мало для охвата действительно удаленных районов. И, главное, большое сомнение вызывает сама парашютная система. Когда большинство концепций бьются за точность и адресность доставки, парашют с трудом не воспринимается в качестве варианта. Если только в Zipline не собираются параллельно развивать сервис поиска десантируемых коробок в саванне и джунглях.

Концепция дрононосца от PriestmanGoode

Уважаемое и авторитетное дизайнерское бюро PriestmanGoode в перерывах между созданием интерьеров самолетов и поездов занимается просто красивыми фантазиями. В частности, в марте текущего года оно предложило свою концепцию общегородской доставки. Дизайнеров напугал возможный хаос и заторы на улицах мегаполиса будущего, и они представили единую логистическую систему с дронами Dragonflу.

Интересные идеи в концепции есть – например, небольшие станции подзарядки для дронов, которые размещаются непосредственно на внешних стенах небоскребов. Сами Dragonfly тоже выглядят эффектно – напоминают споры дерева Эйва из «Аватара». Но и дискуссионных моментов хватает.

По задумке PriestmanGoode, главной логистической базой послужит плавающая баржа. Именно с этого склада-дрононосца Dragonfly должен брать заказанный товар. Сразу возникает вопрос: что делать мегаполисам, которые не могут похвастаться крупными водными артериями? Почему баржа, а не обычный склад? Неужели судно проще загружать товаром? Не раскрыли в бюро и систему крепления посылки на дроне – благодаря чему она будет держаться?

Автомобиль-беспилотник из Японии

Пока одни предаются смелым мечтам, другие уже занимаются практической работой. Правда, и они не застрахованы от неоднозначного результата. Недавно в Японии национальная почтовая служба презентовала начало испытаний беспилотника на базе автомобиля Toyota Estima. Пока он будет работать на очень коротком маршруте всего в 2 км, который соединяет Центральный почтамт и ближайшее отделение.

Тесты должны всего лишь подтвердить возможность использования беспилотных автомобилей. Для этого выбрали небольшой, но достаточно оживленный участок дороги. Понятен и интерес к этим технологиям Почтовой службы.

Непонятно только, почему такое внимание уделяется обслуживанию именно внутреннего трафика, а не непосредственной доставке конечному адресату. Дело в том, что одно из главных предполагаемых преимуществ полностью автоматизированной логистики – это сокращение таких промежуточных звеньев, как сеть отделений по всему городу. Будет забавно, если систему полностью наладят и сразу признают ненужной.

Дрон с GPS-наведением

В инновацию компании Cambridge Consultants закладывалась вполне здравая идея: доставка какого-либо товара может потребоваться людям, которые находятся вдалеке от дома и цивилизации вообще – туристам, спортсменам, путешественникам.

DelivAir

На помощь им придет DelivAir. Получив заказ через специальное приложение смартфона с геолокацией, он вылетает по полученным GPS-координатам. Но при всей точности в момент прибытия в заданную точку аппарату требуется уточнение. Для этого заказчик с помощью все того же смартфона подает закодированные световые сигналы. После обнаружения дрон зависает над человеком и спускает посылку на 30-метровом тросе.

Как раз спуск заказа может стать трудной задачей, ведь существуют ветер, дождь, наконец, просто ветви деревьев. Также возникает вопрос, как будет реагировать БПЛА на световой сигнал в тумане и вообще в условиях плохой видимости. И главный минус сервиса – обязательное наличие мобильной связи. А ведь предполагается, что потребность в DelivAir возникает как раз там, где о доступе к интернету речи не идет.

Дрон-оригами

Неожиданный проект предложила в сентябре прошлого года сборная команда из EPFL, Floreano Lab и NCCR Robotics. Инженеры заинтересовались проблемой защиты груза от механических повреждений при падении или столкновении и безопасностью людей, которые могут пострадать от лопастей. То есть поставили цель сделать дроны более надежными.

Их решение – поместить доставщик в сферу из складывающихся спиц. Для изготовления последних используется карбон. Груз и вся двигательная часть с лопастями оказываются внутри каркаса. В сложенном состоянии дрон легко помещаете в рюкзак. Двигатель при складывании отключается автоматически. Пока изготовленная модель может переносить до 500 г.

Экстерьер у конструкции странный, сами разработчики признаются, что вдохновились идеями оригами, китайского фонарика и раскладывающихся механизмов для исследования космоса. Но проблема концепта не во внешнем виде: такой каркас получается весьма сложным в производстве и, как следствие, дорогостоящим. Дрон лишается одного из главных плюсов БПЛА – доступности для массового производства.

Эстонский дрон-бармен

В эстонском городе Вильянди, который расположен на берегу одноименного озера, в качестве демонстрации возможностей беспилотников компания Cleveron организовала доставку напитков на местный пляж.

На первый взгляд, все технологично и современно. Заказ делается по смартфону, тут же вылетает квадрокоптер с бутылкой воды. Однако он не ищет клиента по геолокации его мобильного телефона, а следует к столбу, который получил название CleverNest. Внутрь него бутылка и выгружается. Заказчику остается только подойти и забрать свой напиток.

Бизнес во всем мире ухватился за технологии беспилотников из-за ожидаемого экономического эффекта, то есть снижения расходов на службу доставки. Предложенная эстонцами система не кажется самой практичной и дешевой. По сути, она делает то, что можно поручить обычной будке с напитками – за бутылкой же все равно придется идти до ближайшего CleverNest. В этом случае высокие технологии явно проигрывают проверенному временем ноу-хау – разносчикам с сумками-холодильниками.

Одноразовый APSARA

Вторичная переработка – тренд современного дизайна. Это не мешает существованию Большого мусорного пятна в Тихом океане, но дает жизнь смелым проектам. Сотрудники DARPA, а это управление министерства обороны США, решили, что в будущем дронов будет слишком много и надо уже сейчас задумываться об их утилизации. Для этого они предлагают создавать летательные аппараты из картона.

Проект получил название APSARA. Выглядит дрон как сложенная коробка от пиццы и может переносить до 0,5 кг груза. Первый запуск был проведен в начале 2017 года. Планер запустили с октокоптера, и он плавно приземлился. Предполагается, что такие одноразовые дроны будут сбрасывать с самолета, с помощью электронной навигации они разлетятся по адресам, а после доставки отправятся на переработку.

К сожалению, в этот оптимистический сценарий легко могут вмешаться такие факторы, как погодные явления. APSARA довольно легкий, двигателя у него нет – управление этим беспилотником при малейшем порыве ветра превращается в невыполнимую задачу.

APSARA

Есть дроны, которые способны в скором будущем изменить привычный нам сервис доставки товаров. А есть дроны, которые пока способны только рассмешить – но сам факт ведущихся разработок и реализация фантастически смелых идей напоминает: прогресс не стоит на месте.

Макс Усачев | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments