В 2011 г ключевым драйвером развития формата «гипермаркет» стало освоение ритейлерами городов с населением менее 500 000 человек. Это требовало от розничных компаний разработки форматов меньшей площади («Радуга» от «Ашан», «Metro-пункт» от «Метро Кэш Энд Кэрри» и «Пятерочка-Макси» от Х5 Retail Group).
За 2011 г. количество гипермаркетов увеличилось на 100, то есть был обеспечен максимальный прирост за весь период развития формата в России. При этом из общего количества открытий 42 обеспечены сетью «Магнит», по семь приходится на «О’Кей» и Metro Group, шесть – X5 Retail Group и пять – сетью «Ашан».
По мнению аналитиков ИА INFOLine, ключевой тенденцией 2011 г. стало усиление конкуренции в сегменте гипермаркетов на рынках крупных городов причем не только в таких, как Санкт-Петербург и Краснодар, но и Новосибирск, Нижний Новгород, Ижевск, Челябинск, Воронеж, Омск.
Несмотря на то что 2011 г. стал пиковым с точки зрения количества открытий гипермаркетов, по величине прироста торговых площадей он существенно уступил 2006 г. и 2007 г. Это обусловлено превалированием в структуре открытий гипермаркетов «Магнит», средняя торговая площадь которых меньше, чем у гипермаркетов других ритейлеров, поясняют в INFOLine.
Лидером по показателю суммарной торговой площади продолжает оставаться «Метро Кэш Энд Кэрри» – более 538 000 кв. м. на 1 января 2012 г. Второе место занимает «Ашан» – почти 500 000 кв.м. При этом лидировавшая по количеству гипермаркетов в 2010 г. и 2011 г. X5 Retail Group, столкнувшись со снижением операционной эффективности формата и усилением конкуренции, резко снизила темпы развития сети «Карусель» и смогла открыть только шесть гипермаркетов «Пятерочка-Макси» нового уменьшенного формата, сохранив третье место по совокупным торговым площадям (370 000 кв. м).
В 2006-2008 гг. был достигнут пик ввода гипермаркетов, обусловленный активным инвестированием в развитие данного формата российскими и международными ритейлерами, а также быстрым расширением предложения на рынке торговых центров в крупных городах России. При этом со второй половины 2008 г. темпы открытия гипермаркетов начали постепенно снижаться, а часть открытий была связана с изменением состава арендаторов уже действующих торговых комплексов. В 2009 г. в условиях экономического кризиса количество открытий существенно сократилось, а с учетом закрытий чистый прирост количества объектов и торговых площадей оказался почти в два раза ниже, чем в 2008 г.
В 2010 г., несмотря на активное развитие формата ритейлерами, прирост количества гипермаркетов оказался ниже уровня кризисного 2009 г. в связи с банкротством и закрытием гипермаркетов сети «Алпи» (30 гипермаркетов в Сибирском федеральном округе), «Айкай» (девять гипермаркетов «Грошель» в Ижевске).
По прогнозам аналитиков INFOLine, тенденция усиления конкуренции в сегменте гипермаркетов, сформировавшаяся в 2009-2010 гг., сохранится, что обусловлено завершением периода первичного насыщения (количество гипермаркетов не более шести объектов на один млн чел. и общая торговая площадь гипермаркетов не более 30 000 кв. м. на тысячу человек), при котором на посещение гипермаркетов переориентировались преимущественно покупатели рынков и магазинов традиционной торговли. «При этом ключевыми факторами успеха для гипермаркетов станут высокое качество и конкурентоспособные цены на фрукты, мясо, рыбу и продукцию собственного производства, продуманный ассортимент non-food, а также высокое качество предоставляемого клиентам сервиса», — говорится в исследовании INFOLine.
При этом сегмент гипермаркетов даже в наиболее высококонкурентных городах России сохраняет привлекательность и для международных игроков. Так, в 2008 г. на рынок Санкт-Петербурга вышла финская есть Prisma. Финская корпорация Kesko также в 2012-2013 гг. запланировала выход на рынок России с гипермаркетами Kesko Food.
Что касается лидера российского рынка в сегменте гипермаркетов сети «Магнит», то в течение 2012-2017 гг. ритейлер планирует открыть более 400 торговых объектов данного формата, сформировав сеть более чем из 500 гипермаркетов. Всего, по оценкам INFOLine, в течение 2012-2017 гг. в России будет открыто не менее 800 торговых объектов данного формата, а их общее количество возрастет до 1400.