Интернет-торговля — одна из немногих сфер российской экономики, которой не страшны никакие кризисы и рецессии. Наши крупнейшие онлайн-магазины показывают высокие темпы роста, и, по мнению большинства аналитиков, им есть куда расти еще много лет. Из статистически малозначимой величины, интересной немногим продвинутым пользователям, интернет-торговля становится самостоятельной отраслью экономики с набором взаимосвязанных обслуживающих подотраслей. На предоставлении услуг интернет-магазинам уже специализируется целый ряд транспортных и складских компаний. А для самих интернет-магазинов выстраивание грамотной логистики стало ключевым фактором в борьбе за покупателя с иностранными ритейлерами.

Гонки с иностранцами

Российский онлайн-ритейл несколько лет подряд демонстрирует феноменальные темпы роста — 25–30% в год. Россияне через сеть покупают товаров и услуг более чем на 12 млрд долларов ежегодно, а число интернет-магазинов превысило 30 тысяч. По оценке агентства Data Insight, на покупки в сети у нас тратят не менее 9 млрд долларов, еще 3 млрд уходит на оплату услуг по бронированию гостиниц, авиа- и железнодорожных билетов. По общему объему онлайн-торговли Россия занимает девятое место в мире и имеет все шансы в ближайшие годы подняться еще выше (см. график 1). Но если в странах ЕС, США и Японии онлайн-ритейл — сложившаяся отрасль с развитой инфраструктурой складирования, комплектации и доставки товаров, то в России этой индустрии еще только предстоит сформироваться.

Сейчас доля онлайн-продаж у нас составляет, по разным оценкам, от 1 до 4% общего объема розничной торговли, тогда как в большинстве развитых стран этот показатель устойчиво превышает 5%. А в государствах — первопроходцах интернет-бизнеса цифры и того больше. Например, в Великобритании на онлайн-продажи приходится почти 10% розничного товарооборота, а в Южной Корее — около 13% (см. график 2).

В России еще несколько лет назад основной объем интернет-торговли концентрировался в Москве и Санкт-Петербурге (см. график 3). Однако в последние годы доля двух столиц устойчиво сокращается. По словам эксперта Data Insight Бориса Овчинникова, за последние 12 лет доля Москвы на рынке e-commerce снизилась в два с половиной — три раза, тогда как доля других регионов выросла почти вчетверо. При этом главным трендом стало развитие интернет-торговли и сопутствующей инфраструктуры именно в крупных областных центрах и столицах субъектов федерации. Этому отчасти поспособствовал и приход на наш рынок западных грандов мировой онлайн-торговли, создающих прямые каналы продаж в России.

В начале нынешнего года экспансию на российский рынок начал Amazon. До последнего времени через сайт Amazon можно было приобрести только книги и диски, а значительная часть посылок доходила до российского покупателя через посреднические компании-агрегаторы. Теперь же американцы открыли свое представительство в России и начали принимать заказы на наиболее популярные потребительские товары — электронику, одежду и обувь. Более того, Amazon уже получил лицензию на складскую деятельность и в ближайшее время, судя по всему, начнет строить в России собственные склады или распределительные центры. Напрямую начал работать с российскими покупателями британский Axos — один из крупнейших в мире интернет-магазинов, специализирующийся на торговле одеждой. "Русификации" мировых онлайн-магазинов способствовало и начало работы в нашей стране крупнейшей платежной системы PayPal. Уже сейчас доля зарубежных магазинов в общем обороте интернет-торговли превышает в России 15%.

Очевидно, что выход на российский рынок других крупных мировых онлайн-торговцев — дело времени: по сравнению с отечественными ритейлерами иностранные интернет-магазины обеспечивают более широкий выбор товаров, да и цены у них ниже. Российские онлайн-торговцы традиционно имеют некоторое преимущество за счет быстрой и простой системы доставки, русскоязычного интерфейса сайтов. Но постепенно эти преимущества сходят на нет: веб-сайты крупнейших иностранных интернет-магазинов уже начали русифицироваться. Кроме того, на них появляется возможность оплаты в рублях.

Главное же преимущество зарубежных онлайн-торговцев — прямой доступ к закупкам западных товаров — для отечественных магазинов по понятным причинам остается недостижимой мечтой. Основной ассортимент, предлагаемый местными продавцами (см. график 5), импортный, в том числе вся электроника, большая часть одежды и запчастей для автомобилей. Доля товаров российского производства в сегменте интернет-торговли не превышает 6–7%, в основном за счет книг, дисков, мебели, косметики и продуктов питания.

"Самый быстрорастущий сегмент рынка дистанционной торговли в России — кроссбордер, то есть отправления от компаний, которые базируются за рубежом и отправляют свои посылки по почтовым каналам в Россию", — рассказывает Алексей Жуков, директор по маркетингу и развитию компании "Бета Продакшн".

Рост поставок от зарубежных магазинов заставляет работать на пределе как таможенные органы, так и "Почту России". Весной этого года резко выросший поток зарубежных посылок привел к локальному кризису в системе почтового ведомства. Тогда на таможенных терминалах в Москве скопилось более 500 тонн посылок, преимущественно из иностранных интернет-магазинов. Одна из причин подобных затруднений — особенности нашего законодательства и функционирования российской таможни. "Если частное лицо получает из западного интернет-магазина товар на сумму до 200 евро, то, после того как описание груза представлено таможне, содержимое коробки заявлено на таможне, выпуск происходит автоматически и этот товар доставляется, как правило, на следующий день. Но когда речь идет о покупке товара на 200–1000 евро, вы обязаны представить документы, от двух до четырех, подтверждающие его стоимость и факт оплаты. Эта процедура занимает несколько дней, но государство при этом не получает ничего, так как таможенные пошлины и НДС взимаются с посылки стоимостью более 1000 евро", — описывает ситуацию генеральный директор UPS в России Иван Шацких.

Нашим игрокам узкие места на таможне и общая неторопливость "Почты России" давали конкурентное преимущество перед иностранцами. Теперь же руководство почтового ведомства пообещало бросить все силы и ресурсы на ускорение доставки заграничных отправлений. А отечественным интернет-магазинам, для того чтобы сохранить прежние темпы роста, остается совершенствовать скорость и качество доставки. И здесь есть несколько вариантов развития.

Отдать или оставить себе

В цепочке движения заказа от онлайн-магазина до покупателя особенно важны три звена: приобретение товара магазином, комплектация посылки и доставка покупателю (напрямую или через склад промежуточного хранения). И здесь в зависимости от специализации интернет-магазина, его оборота и местоположения существует несколько вариантов организации логистики. С одной стороны, магазин может стремиться максимально контролировать всю цепочку комплектации и доставки покупки, строя или покупая собственные склады и организуя курьерскую сеть либо пункты выдачи заказов. С другой стороны, он может стать "оболочечной" фирмой, полностью передавая всю цепочку на аутсорсинг. В этом случае за интернет-магазином остается только закупка товара и информационное наполнение собственного сайта. Обеспечение комплектации заказа, его доставку и контроль за возвратами, так называемый фулфилмент, могут брать на себя другие компании. "Фулфилмент-операторы — это аутсорсинговые структуры, которые берут на себя часть работы дистанционного торговца. Обычно это шесть основных процессов: прием товара от поставщика, хранение товара, комплектация заказа, упаковка заказа, отправка и обработка возвратов", — рассказывает Алексей Жуков.

В России наиболее популярна доставка покупок силами курьерских служб. На втором месте — доставка традиционными каналами "Почты России", на третьем — самовывоз (см. график 6). При этом "Почта России" остается крупнейшим и во многих случаях единственным каналом доставки: в 2012 году российскими компаниями было доставлено 250 млн почтовых отправлений с вложениями, из них на почтовое ведомство пришлось 65 миллионов. По прогнозам через 10 лет этот показатель удвоится. В зависимости от регионов соотношение типов доставки может меняться: если в малых и средних городах безусловно доминирует "Почта России", то в Москве и Санкт-Петербурге ее доля заметно падает.

Соотношение способов доставки во многом зависит от размера интернет-магазина.

Как правило, наиболее полный контроль над логистикой осуществляют или мелкие, или очень крупные торговцы. Если у магазина несколько заказов в день, то ему достаточно одного — трех курьеров. Когда количество заказов исчисляется сотнями, интернет-магазину требуется профессиональная служба доставки, способная справиться с крупными товарными потоками. Ориентация магазина на определенный тип доставки зависит и от его специализации. Например, магазины с широкой специализацией предпочитают активно развивать пункты выдачи, в то время как фэшн-магазины больше работают над развитием курьерской службы. "Иногда собственную доставку могут сделать интернет-магазины, которые хотят предложить некий специфический вид сервиса, например чтобы заказ доставлял не просто курьер, а продавец-консультант", — говорит Константин Желтышев, операционный директор "О-Курьера".

Так, интернет-магазин "Сотмаркет", более 80% клиентов которого проживает в регионах, 88% заказов доставляет через пункты выдачи и курьерскую службу. На долю постаматов и экспресс-почты остается соответственно 7 и 5%. А вот крупнейшая немецкая компания в сфере каталожной и онлайн-торговли Otto Group (на интернет приходится около половины ее продаж, остальное — продажи по традиционным каталогам) основную ставку делает на развитие сотрудничества с "Почтой России". По словам Мартина Ширера, генерального директора Otto Group Russia, 80–85% заказов доставляется именно почтовым ведомством. Если в Германии Otto Group в основном работает с курьерской компанией Hermes (она принадлежит самой Otto Group), то в большинстве остальных европейских стран главным доставщиком выступают национальные почтовые операторы. В России у Otto Group уже свыше 350 пунктов выдачи заказов в 90 городах с населением более 100–150 тыс. человек, к 2015 году их должно стать более тысячи, а все остальные города будут покрываться "Почтой России".

Единственный сегмент интернет-торговли, где магазин полностью контролирует всю цепочку хранения и доставки, — продуктовый ритейл. Правда, в России, на продукты питания приходится не более 4% электронной коммерции, а единственный крупный игрок, к тому же работающий только на столичном рынке, — компания "Утконос". Попытки ряда крупных продуктовых ритейлеров выйти в сегмент торговли через интернет пока ни к чему не привели. Дело в том, что продуктовый онлайн-ритейл очень сложный бизнес. "Главная особенность в том, что у нас очень сжатые сроки доставки. Мы не принимаем заказы на две-три недели вперед. Заказы принимаются на тот ассортимент, который есть на складе. Наличие скоропортящихся товаров со сроками годности пять — семь дней приводит к необходимости организовывать весь цикл от приемки товара до доставки конечному потребителю максимум за 48 часов, — рассказывает исполнительный директор “Утконоса” Дмитрий Лебедев и продолжает: — Еще одна особенность нашего бизнеса — необходимость создать различные зоны хранения с разными температурными режимами. Это сильно влияет на стартовые инвестиции: цена входа на рынок для продуктовой розницы намного превышает затраты обычного онлайн-торговца".

Кто берется за доставку

Если говорить о доставке интернет-заказов в целом, то здесь основной тренд таков: три-четыре года назад покупки доставляли только "Почта России" и собственные курьерские службы магазинов, но сейчас в этой нише работают все крупнейшие западные и отечественные курьерские и транспортные компании. Доставкой товара занимаются как локальные курьерские службы, работающие в одном городе, так и крупные многопрофильные курьерские и логистические фирмы. Рынок доставки посылок из интернет-магазинов разделился между специализированными курьерскими компаниями, как правило работающими с крупными иностранными магазинами и специализирующимися на доставке сравнительно дорогих и мелких покупок с помощью авиационного транспорта в крупные города-миллионники (UPS, DHL, Pony Express и т. д.), и транспортными компаниями, активно использующими авто- и железнодорожный транспорт (DPD, "Мегаполис Экспресс"). Отдельный быстрорастущий сегмент — средние и мелкие курьерские компании, работающие в пределах одного крупного города. Они могут забирать товары непосредственно со склада интернет-магазина либо взаимодействовать с более крупными доставочными компаниями, обслуживая "последнюю милю".

Для ряда транспортных и курьерских компаний, начинавших работу в России, обслуживание онлайн-торговли стало одним из приоритетных видов деятельности. "Три года назад мы совсем не касались b2c-сегмента (обслуживание электронной коммерции. — “Эксперт”), сейчас доля отправлений b2c уже превышает 40 процентов, а в следующем году составит примерно 60 процентов от общего количества отправлений", — комментирует ситуацию Леонид Зондберг, коммерческий директор DPD в России и странах СНГ. DPD называет себя крупнейшим логистическим оператором после "Почты России" в сфере доставки заказов интернет-магазинам. По данным компании, в 2013 году она обработает около 3 млн посылок для клиентов интернет-магазинов.

Другой крупный игрок, обслуживающий интернет-магазины, — DHL. Особняком стоят небольшие узкоспециализированные компании, которые и создавались под этот бизнес. В основном они занимаются внутригородской доставкой, преимущественно по Москве ("М-Логистик", "Аксиомус", Shop-logistics, "Боксберри").

Взаимодействие с интернет-магазинами требует особого внимания транспортной компании. "Чем глубже диалог между транспортной компанией и интернет-магазином, тем выше качество обслуживания клиентов. Мы призываем интернет-магазины делиться своими планами: какие они акции осуществляют, как готовят логистического провайдера к этим пикам, заранее предполагая, с какими объемами может столкнуться провайдер. Поэтому важно, чтобы у интернет-магазина было несколько каналов доставки, потому что пиковая нагрузка может похоронить качество и имидж магазина. И мы всегда сами говорим интернет-магазинам, в том числе крупным, что нужно иметь двух-трех провайдеров, для того чтобы удерживать такого уровня пики, — говорит Леонид Зондберг. — Основное узкое место в работе логистической компании — это быстрая и своевременная обработка посылок на сортировочном хабе с учетом сезонности заказов".

Но далеко не все крупные курьерские компании готовы активно обслуживать потребности российских интернет-торговцев. В первую очередь не спешат сюда крупные западные курьерские компании и компании по экспресс-доставке почты. "Если в США обслуживание онлайн-торговли составляет 60 процентов от объемов деятельности UPS, то в России онлайн-торговля занимает не более шести процентов в обороте компании", — говорит Иван Шацких. По его словам, сейчас UPS сотрудничает преимущественно с иностранными интернет-магазинами (их порядка тридцати, в том числе Amazon). "Мы работаем только с теми магазинами, где исключена договоренность между получателем и самим магазином о занижении стоимости товара", — объясняет Иван Шацких.

Забыть о складе

Если привлечение сторонней транспортной или курьерской компании для интернет-магазина уже стало привычным, то передача субподрядной компании услуг по комплектации заказа пока не слишком распространенное явление. А между тем сегмент складов, ориентированных на потребности интернет-магазинов, быстро растет. В 2012 году онлайн-ритейл впервые занял большую нишу в используемых складских мощностях в России (см. график 7). На прошлый же год пришлись и массовые приобретения или строительство складских комплексов для целого ряда крупных интернет-магазинов (см. таблицу) площадью более 10 тыс. кв. метров. При этом потребности в складской недвижимости сегодня удовлетворены не полностью. "В условиях дефицита готового предложения качественных складских комплексов потребители, в том числе онлайн-ритейлеры, все чаще рассматривают возможность строительства собственных складов или покупку уже готовых.

Что касается специальных требований, то для операторов онлайн-торговли они в основном заключаются в наличии специального оборудования внутри склада. В целом для операторов онлайн-торговли подходит стандартное складское помещение класса А или B", — рассказывает директор по офисной и складской недвижимости Knight Frank Russia & CIS Вячеслав Холопов. Собственные или арендованные специализированные складские мощности повышают конкурентоспособность предложения интернет-магазина. Сокращая сроки поставки, складские мощности дают преимущество крупным российским игрокам перед зарубежными интернет-магазинами, а также перед малыми российскими, поставляющими товар под заказ. Как правило, средние и крупные интернет-магазины арендуют складские мощности, но при наличии достаточных собственных средств и крупного внешнего инвестора интернет-магазин может позволить себе строительство собственного складского комплекса. К таким компаниям относится Lamoda.ru. По словам Флориана Янсена, соучредителя и управляющего директора Lamoda.ru, инвестиции компании Access Industries позволили построить дистрибуционный центр в Московской области площадью 20 тыс. кв. метров и сеть транзитных складов в регионах России. Но чаще всего интернет-магазин, выбирая между строительством собственного склада и вложениями в маркетинг, транспорт и продвижение сайта, отдает предпочтение не складу. "Мы не планируем строительство складских центров, так как окупаются эти инвестиции дольше, чем вложения в другие направления, в частности в автопарк для собственных междугородных перевозок. Сейчас мы арендуем 7000 квадратных метров в складском комплексе класса А+ в пяти километрах от МКАД", — рассказывает исполнительный директор компании "Сотмаркет" Максим Хивинцев.

Работа с интернет-магазинами имеет свои особенности по сравнению с обычной розницей. Прежде всего, у интернет-магазинов широчайший ассортимент товаров при их небольшом количестве непосредственно на складе. Для того чтобы обеспечивать работу интернет-магазина, фулфилмент-оператор должен вести поэкземплярный учет и быть готовым работать с минимальными партиями. "Когда мы принимаем любые товары в адрес интернет-магазина, мы клеим на каждую единицу стикер с уникальным кодом и уже знаем, что этот товар у нас есть. Далее мы отслеживаем даты, когда товар к нам поступил, и делаем так, чтобы он не залеживался. Можем отпускать старейший товар, если уже пришла новая партия, а старый однотипный товар остался лежать на складе, — рассказывает Алексей Жуков. — В 2010 году, когда было принято решение работать со сторонними интернет-магазинами, оказалось, что нам легче отправить десять тысяч заказов для крупной каталожной компании, чем собрать десять отправлений для интернет-магазина. Пришлось дорабатывать программное обеспечение".

Наличие специализированных складских комплексов для обслуживания интернет-магазинов как необходимое условие и в целом слабое развитие торговли через интернет привели к тому, что передача складских и комплектовочных услуг на субподряд сторонней компании в России только начинает развиваться: костяк фирм в области фулфилмента сформировался у нас в последние два года. Первопроходцами в обслуживании дистанционной торговли стали две компании — российская "Бета Продакшн" и немецкая "Бертельсманн". Первая возникла как логистическое подразделение "Мира книг", крупного отечественного каталожного торговца книжной продукцией, а предоставлением услуг сторонним интернет-магазинам стала заниматься в 2011 году. "Бертельсманн" с начала 1990-х годов также ориентировался на обслуживание западных каталожных компаний и телемагазинов.

Сегодня услуги фулфилмента в России, по данным Алексея Жукова из "Бета Продакшн", предоставляют более 54 фирм. Это и компании, ранее специализировавшиеся на обслуживании каталожной торговли ("Бета Продакшн" в Москве, филиал немецкой компании "Бертельсманн" в Ярославле), и предприятия, предоставляющие курьерские услуги и услуги по экспресс-доставке посылок (СПСР, "Мегаполис Экспресс", "М-Сити", "Ру-Курьер", "Аксиомус", Shop-logistics). Услуги фулфилмента на основе уже имеющихся у компаний складских помещений оказывают и крупные логистические операторы, такие как RBLogistics и "Евросеть Логистик". Сегодня фулфилмент все чаще предлагают компании, сами специализирующиеся на интернет-торговле, такие как Ozon eSolutions ("дочка" "Озона"), Private Trade eCommerce Services (KupiVIP.ru) и дочерняя компания Otto — eTraction. Otto уже стала одним из крупнейших профильных инвесторов в складскую недвижимость в России, построив два складских комплекса в Тверской области. Выход на рынок фулфилмента крупнейших интернет-магазинов и каталожных компаний, располагающих собственными складскими и дистрибуторскими центрами, — одна из мировых тенденций в сфере организации интернет-торговли. В США, например, основным фулфилмент-оператором выступает Аmazon, предоставляющий более мелким интернет-магазинам свои складские мощности, сайт и систему доставки. Всего в США в 1700 компаниях, специализирующихся на фулфилменте, занято более 65 тыс. человек.

Порог, с которого интернет-магазину потребуются услуги фулфилмента, Константин Желтышев, операционный директор "О-Курьера", оценивает в 350–500 кв. метров по площади и в 7–10 тыс. единиц хранения. "При превышении этого порога магазину необходимо налаживать собственную информационную систему, на которой будет работать фулфилмент, систему адресного хранения, систему комплектации и упаковки, что потребует значительно больших инвестиций и обученного персонала", — уверен г-н Желтышев. Пока суммарные складские мощности крупнейших интернет-магазинов России и фулфилмент-операторов значительно уступают стандартному логистическому центру Amazon, средняя площадь которого превышает 100 тыс. кв. метров.   

Компания Статус Площадь (кв. м) Год
Otto собственный склад 70 000 2012
Enter аренда 61 250 2012
«Утконос» собственный склад 44 000 2005
«Бета Продакшн»* собственный склад 35 000 1995–2013
Ozon собственный склад 28 000 2008–2012
«Юлмарт» аренда 22 600 2013
Kupi VIP аренда 20 500 2012
La Moda собственный склад 20 500 2012
«ВсеИнструменты.ру» аренда 12 500 2013
«Холодильник.ру» аренда 12 000 2013
003.ru аренда 9 500 2012
«Сотмаркет» аренда 7 300 2012
Wikimart аренда 3 260 2012

*Предоставление складских услуг интернет-магазинам.

Источник:

Knight Frank Research, 2013, данные компаний

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments