Продукты, цены на которые отслеживает Росстат, стали в первом полугодии 2015 года менее доступны для россиян. Покупательная способность граждан снизилась в среднем на 20%. Как рассказали "Известиям" в Росстате, в 2014 году россиянин со средней зарплатой мог купить на нее, к примеру, 109 кг говядины, а сейчас — 90 кг. Заметнее всего снизилась доступность капусты, моркови, сахара, лука, риса, яблок, рыбы.
Росстат оценивает покупательную способность, исходя из того, какое количество того или иного продукта можно купить на среднюю зарплату (цены также берутся средние). Анализ проводится по 24 видам продуктов. Абсолютно все из них стали менее доступными для россиян, если брать показатели за 2014 год и за первую половину 2015 года. Хуже всего стало с капустой. В 2014 году среднестатистический россиян на свою зарплату мог купить 1230 кг капусты, в первом полугодии 2015-го — 687 кг, то есть на 47% меньше. На втором месте — морковь. В 2014 году можно было купить на среднюю зарплату 905 кг моркови, а сейчас только 598 кг — на 34% меньше. На 32% снизилась доступность сахара, на 30% — лука, на 29% — риса, на 27% — яблок, на 26% — мороженой рыбы.
Доступность круп, черного чая, подсолнечного масла и маргарина снизилась на 20–24%. Доступность говядины, яиц, картофеля и пшеничной муки — на 16–20%. Доступность масла сливочного, белого и черного хлеба, вермишели, соли, молока, мяса кур, свинины и баранины — на 8–14%. Если подсчитать среднюю величину снижения доступности для всех 24 продуктов, получится 20,5%.
Возможно, некоторую роль в этой динамике играет сезонный фактор. Но если брать не весь 2014 год, а только его первую половину и проводить сравнение с первой половиной 2015 года, то получится, что доступность всех продуктов — кроме яиц, соли и картофеля — также снизилась. Например, доступность капусты — на 36%, риса — на 32%, сахара — на 29%, моркови — на 27%, рыбы — на 21%. Как ранее писали "Известия", в начале 2015 года Росстат также отмечал снижение доступности большинства продуктов.
Средняя зарплата в первом полугодии 2015 году составила 33,2 тыс. рублей. Согласно данным "Росстата", более 70% своей зарплаты россияне тратят на покупку товаров и оплату услуг. Примерно 10% идет на обязательные платежи и взносы. 14,3% зарплаты россияне превращают в сбережения (на 4% больше, чем год назад). Около 4% идет на покупку валюты.
Директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович рассказал, что сейчас россияне "перешли на сберегательную модель поведения".
— Восьмой месяц подряд снижаются реальные денежные доходы населения, — сказал Георгий Остапкович. — Они начали падать с ноября 2014 года. Резко снижается реальная заработная плата. То есть население фактически беднеет. Сейчас за чертой бедности 22 млн человек в России. В то же время цены на продукты растут. Если общая инфляция сейчас в районе 16%, то продовольственная значительно выше — в районе 22–24%.
По словам эксперта, если раньше россияне были достаточно активными потребителями и цены на продукты их устраивали, то сейчас люди стараются искать "свои" магазины и "свои" продукты, стараясь сэкономить. Больше всего инфляция бьет по малодоходным слоям населения, которые тратят на продукты 50% своего бюджета.
— Сейчас население держит "гроссмейстерскую паузу" — ждет, когда что-то изменится, — сказал Георгий Остапкович. — По моим прогнозам, инфляция должна постепенно замедляться. Но реальные доходы в этом году не восстановятся. В лучшем случае они восстановятся в середине следующего года.
Как рассказал директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков, если сравнивать этот июль с прошлым (тогда еще не были введены санкции), то получается, что в целом средние оптовые цены на продукты выросли несильно. По словам Дмитрия Вострикова, одна из причин заключается в том, что лето — самый благоприятный сезон для отечественного производителя, и негативные тенденции мировой экономики сказываются на рынке не так значительно. К тому же санкции в некоторой степени стимулировали отечественных аграриев развиваться. Он отметил, что цены на некоторые продукты, например на морковь, выросли довольно значительно за счет того, что импорт на российском рынке занимает важную часть и продукция до сих пор активно поступает на рынок.
— По сравнению с прошлым годом средняя оптовая цена на морковь выросла с 20 рублей за килограмм до 55 рублей, — сказал эксперт.
Средние оптовые цены на лук и картофель выросли, по словам Дмитрия Вострикова, на 3–5 рублей. Причина — использование импортных семян и средств для защиты растений. В июле 2014 года цена на лук и картофель составляла 13 рублей за килограмм, за аналогичный период 2015 года — 17 рублей.
— У нас нет условий для хранения овощей и фруктов, те же помидоры или огурцы сгниют, не доходя до потребителя, — сказал эксперт. — Поэтому зимой ситуация может измениться.
Член совета директоров Института анализа политической инфраструктуры Антон Орлов отметил, что в кризис люди обычно экономят на вещах, которые составляют "потребности второго уровня".
— Например, россияне экономят на отдыхе, на транспорте, пересаживаясь с личных автомобилей и такси на общественный транспорт, на аренде квартир, переезжая из центра на окраины городов, на развлечениях — вместо того чтобы провести вечер в кафе или кино, люди проводят время дома перед компьютером.
Как ранее писали "Известия", число интернет-запросов об экономии в "Яндексе" выросло в два раза — если сравнивать ситуацию в марте 2015 года и марте 2014 года. Сейчас поисковик получает каждый день около 10–12 тыс. запросов об экономии — на еде, косметике, одежде, ОСАГО, свадьбе и т.д.
Также в кризис россияне стали больше интересоваться огородом. По информации пресс-службы компании "Яндекс", в апреле отмечался существенный рост запросов про посадку картошки, помидоров, огурцов и перцев по сравнению с прошлым годом. Эксперты связывают эту тенденцию с кризисом. Если и раньше во многих регионах люди, чтобы не голодать при маленькой зарплате, выращивали продукты в огороде, то в этом году они будут еще больше внимания уделять своим подсобным хозяйствам.