Федеральный центр и власти российских регионов должны развивать в первую очередь несетевую продуктовую розницу, считает Минсельхоз.
Ведомство предлагает внести поправки в доктрину продовольственной безопасности, включив в нее тезис о предпочтительности появления магазинов, не принадлежащих крупным ритейлерам.
"Органы государственной власти субъектов РФ во взаимодействии с федеральными органами государственной власти <…> осуществляют меры по увеличению количества торговых объектов, реализующих продовольственные товары — магазинов шаговой доступности, прежде всего несетевых", — говорится в поправках.
Сетевые операторы занимают около 26% в общем обороте ритейла России, при этом доля трех крупнейших сетей ("Магнит", X5, Auchan) в продуктовом ритейле страны составляет порядка 14%. В Москве торговые сети занимают 20% рынка, а в Санкт-Петербурге — 50%.
Кроме обычных магазинов Минсельхоз предлагает зафиксировать в доктрине необходимость развития рынков, ярмарок, а также нестационарных и мобильных торговых объектов.
По мнению ведомства, России нужно и "ускоренное развитие агропродовольственной инфраструктуры внутреннего рынка, в том числе за счет создания сети оптово-распределительных центров для закупки продукции у сельхозпроизводителей, ее подработки, переработки, хранения и сбыта, в том числе через реализацию в розничную торговлю".
В дальнейшем чиновникам также предстоит "принять меры, направленные на <…> формирование общего продовольственного рынка и единой товаропроводящей сети в рамках Евразийского экономического союза".
Что имеется в виду под "единой товаропроводящей сетью" России и ее политических союзников, Минсельхоз не уточняет.