Как стало известно «гДеньги», на прошлой неделе торговая компания DOMO заключила франчайзинговый договор с одним из федеральных ритейлеров мобильных телефонов, компанией «Диксис». Прежнее соглашение с ООО «ЦифроМаркет Казань» (прим. ред. – представляет торговую марку «Цифроград» в Татарстане) будет в скором времени расторгнуто. Финансовые подробности нового проекта держатся в тайне. По условиям подписанного соглашения, DOMO откроет за полтора года 100 салонов связи под вывеской «Диксис» (DIXIS), в форматах shop in shop и street shop. Участники рынка считают, что партнерство будет способствовать укреплению позиций «Диксис» в Республике Татарстан, а DOMO получит технологии розничной торговли партнера.

«Диксис» основан в 1996 году и является дистрибьютором оборудования, аксессуаров для сотовой связи и цифровой техники (опт и розница), а также оказывает сервисные услуги по ремонту и послегарантийному обслуживанию сотовых телефонов на рынке цифровой техники и мобильной связи России. «Диксис» является официальным дистрибьютором продукции таких производителей как Nokia, Sony Ericsson, Siemens, Motorola, Alcatel, Samsung, LG, Philips, Panasonic, Pantech, Sagem, Sharp, Hyundai, ORA Electronics и JABRA. Оборот сетевика в 2004 году составил $313,6 млн. Сервисная компания «DIXIS Сервис», входящая в группу «Диксис», располагает двумя сервисными центрами по ремонту телефонов, способных производить 45 тыс. ремонтов в месяц, и сетью из более 40 собственных и партнерских сервисных центров в регионах России. Оборот компании в 2004 г. составил $9,2 млн.

Торговая компания DОМО насчитывает 40 магазинов в 25 городах Поволжья и Сибири с общей торговой площадью более 32,3 тыс. кв. м. Совокупный товарооборот всех бизнесов компании в 2004 году составил $110 млн., в 2005 году — около $160 млн. На казанском рынке компания, по некоторым данным, занимает 18%. Ассортиментная матрица насчитывает около 20 тыс. наименований. Средний чек в магазинах DOMO составляет около 5 тыс. руб.

О подписании договора с «Диксис» «гДеньги» сообщил генеральный директор торговой компании DOMO Антон Сайфутдинов. «По франчайзинговому соглашению «Диксис» предоставит нам товарный кредит, технологии розничных продаж, обучение персонала, — рассказал он. — Мы обязуемся соблюдать форматы торговли, в которых работает ритейлер, а также придерживаться намеченных и совместно утвержденных планов развития. До конца года мы намерены открыть порядка 50-60 салонов под вывеской «Диксис». Во-первых, вместо «Цифрограда» в наших магазинах теперь будет Dixis, во-вторых будут открыты новые торговые точки в некоторых городах Татарстана и Чувашии».

Партнерство с «Диксис» уже вторая по счету попытка DOMO построить работу своего сотового бизнеса по франшизе. Причем, первый франчайзинговый договор, в настоящий момент, по сути, еще действует. Напомним, что летом 2005 года торговая компания DOMO и федеральная сеть салонов связи «Цифроград» (ЦГ) подписали соглашение о размещении в помещении магазинов ритейлера салонов связи ЦГ в формате shop in shop. Согласно договору, салоны ЦГ должны были разместиться в каждом магазине DOMO в регионах присутствия компании. Ритейлер бытовой электроники объяснял желание приобрести франшизу стремлением сделать сотовые отделы внутри магазинов более привлекательными. Но в это же время сеть салонов «Анарион» поглощается «Цифроградом». В итоге, казанская сеть «Анарион» приобретается компанией DOMO (по некоторой оценке аналитиков, за $250 тыс.), но, согласно договору, вывески начинают меняться на «Цифроград». Франчайзер не устраивает DOMO потому, что не может дать, кроме выверенного опта, хорошие технологии розничных продаж. И ритейлер в начале этого года выходит на «Диксис». Договор франшизы заключается в начале марта.

Так или иначе, договор с «Цифроградом» еще не расторгнут, и будет действовать какое-то время одновременно со вторым франчайзинговым соглашением. «Диксис» будет приоритетным для нас партнером, — сообщил «гДеньги» Антон Сайфутдинов. — Такое решение было принято потому, что нам понятно позиционирование «Диксис», стратегия развития компании. По «Цифрограду» — мы не смогли до конца понять маркетинговую концепцию, позиционирование».

Розничная сеть «Цифроград» создана в октябре 2003 г. Оборот компании в 2004 г. составил $76 млн. В начале 2005 г. этот показатель достиг $12 млн. в месяц, а к лету 2005 г. — $16 млн. в месяц. Сеть отдает предпочтение франчайзингу. По некоторым оценкам, ЦГ занимает 7% рынка франчайзинговых сетей в России. Основным владельцем проекта «Цифроград» является московская компания по продаже телекоммуникационного оборудования «Северен».

Антон Сайфутдинов отметил, что «при выходе на большой объем торговых точек, скажем, от 30-40 шт., роялти будет минимальным, поскольку в этом случае мы становимся серьезным закупщиком партнера». «Мы традиционно рассчитываем на мелкие города, поскольку понимаем, что казанский рынок будет самым плотным», — сказал г-н Сайфутдинов.

«Такая чехарда в смене партнеров дезориентирует потребителя и негативно скажется на качестве предлагаемых услуг, — считает Поволжский региональный директор ГК «Связной» Евгений Прохоров. — Практически единой сети «Диксис» в условиях розничного франчайзинга не будет существовать – скажется разница в стандартах оформления и обслуживания. Неудача в сотрудничестве с «Цифроградом» ставит под сомнение способность DOMO заниматься реализацией услуг сотовых операторов и мобильных устройств». «К тому же, само по себе увеличение количества салонов сотовой связи не несет в себе на данный момент явных конкурентных преимуществ, — продолжил Евгений Прохоров. — Сейчас на первый план выходит качество обслуживания и способность сети удержать своего покупателя интересными акциями и ценовыми предложениями».

«Минусом франчайзингового проекта с «Цифроградом» было то, что у компании-франшизера, фактически, не было наработок в рознице, — рассказал «гДеньги» руководитель коммерческого отдела компании «ГлобалТелеЛайн Казань» (бывший «Анарион») Ильдар Мусин. – Можно сказать, компания «учится» работать в рознице на собственных франчайзинговых партнерах». Вообще, «Северен» (торговая марка «Цифроград») активно развивает розницу. В частности, сейчас в планах компании выйти на Воронеж, Пермь и прочие рынки для усиления сбыта.

Бесспорно, торговая компания DOMO нашла себе более подходящего партнера. С «Цифроградом», отношения, видимо, постепенно «затухнут», как со старым другом. Только «друг», без сомнения, желает остаться на казанском рынке мобильных телефонов: для этого он дождется от DOMO предложения купить некоторые стрит-шопы под своей вывеской «Цифроград», либо под «Анарионом». Антон Сайфутдинов рассказал «гДеньги», что какая-то часть из тех салонов, которые сейчас есть у компании, возможно, будут проданы «Цифрограду». Речь идет об «уличных» магазинах. Управляющий Волго-Вятским филиалом компании «Евросеть» Виталий Мигунов считает, что расстановка сил фактически не изменится, так как обе компании («Цифроград» и «Диксис») в целом в масштабах страны входят в пятерку лидеров. «Что касается компании DOMO, то каждый сам выбирает направление своего развития и способы повышения эффективности бизнеса. Рост же количества франчайзинговых салонов DOMO под вывеской «Диксис» вероятно осложнит работу скорее местным региональным компаниям, чем другим сетевым «федералам», — резюмировал он.

По оценке аналитика J'son&Partners Сергея Савина, под маркой «Цифрогад» на конец 2005 года работало около 1 тыс. салонов. Под маркой «Диксис» — около 700 салонов (350 собственных, 350 франчайзинговых). По оценкам исследовательской компании Mobile Research Group (MRG), тремя крупнейшими участниками российского рынка сотового ритейла по количеству проданных телефонов сейчас являются «Евросеть», «Связной» и «Цифроград». Кроме них в первую десятку входят также «АльтТелеком», «Беталинк», «Дивизион», «Диксис», «Телефон.ру», «Телефорум», «Ультрастар».

В самом «Диксис» отмечают, что компании, безусловно, интересен такой мощный партнер как DOMO. «Он поможет нам упрочить позиции на рынке Татарстана, поскольку мы, как известно, вышли туда поздно. Практически позже всех основных ритейлеров (прим. ред. – за исключением Divizion)», — рассказала «гДеньги» руководитель службы по связям с общественностью «Диксис» Татьяна Москалева. — Наличие собственной сети у франчайзера — большой плюс в глазах потенциальных партнеров. Во-первых, на собственной сети отрабатываются все технологии ведения бизнеса, начиная от покупки канцтоваров и заканчивая продажей товара и подведением итогов деятельности. Все это, без малейших ремарок и изъятий передается франчайзинговым партнерам». Кстати, доля розницы в общем обороте «Диксис» составляет 60,21%. Она постоянно растет. К примеру, в 2003 году этот показатель составлял 21%.

«Если говорить о том, почему DOMO отказалась от франшизы «Цифрограда», то стоит отметить, что у франчайзера достаточно «тяжелые» условия договора: франчайзи должны закупать определенное количество телефонов у материнской компании ЦГ, — говорит ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar