Две великолепные французские марки, чьи корни и нынешняя продуктовая линейка принадлежат модерну, объединились вместе: на углу Никольской улицы и Третьяковского проезда открылся интерьерный магазин Daum & Lalique. Площадь этого "хрустального бутика" составляет почти 170 кв. м, концепция магазина была разработана и воплощена в жизнь архитектурным бюро Virgile and Stone. Интерьер получился прозрачным: белые стены с простыми полками хорошо отражают свечение элегантного французского хрусталя.
Daum и Lalique — интерьерные дома, чей художественный стиль, казалось бы, совсем одинаков. Этот стиль — модерн, вернее, его французский вариант ар-нуво. Ар-нуво — это версия пламенная, пассионарная, многодельная и куда более многоцветная, чем национальные стилистические "коллеги": немецкий, австрийский или же совсем сухопарый американский модерн, основателем которого был ювелир Луис Комфорт Тиффани. Однако история двух домов — Daum и Lalique — совершенно разная.
Рене Лалик, величайший из ювелиров Франции, начинал свой путь в декоративно-прикладном искусстве именно как драгоценных дел мастер. Ювелирные украшения работы Лалика — причудливые, наполненные "антиклассическими" камнями (вроде австралийских опалов, кораллов, цветного перламутра, барочного жемчуга, бирюзы) — ныне раритетные, музейные вещи. Лалик (а также еще два французских ювелира — Фуке и Вебер) обосновал новое понимание украшения как значительной костюмной вещи, которая может и должна быть, собственно, центральным элементом в комплекте.
Лалик ввел в ювелирный обиход не только инновационные, как мы сказали бы сегодня, материалы — стекло, цветную слюду, перламутр, "дешевые" полудрагоценные и поделочные камни, но и предложил принципиально иную гамму героев. Вместо классической розы — ирис и кувшинка, вместо бабочек — хищные стрекозы, плюс рыбы, змеи, пауки. Рене Лалик легко менял и жанры: главным украшением в его руках становились браслет и брошь, а вовсе не классическое парадное фамильное колье, как это было раньше. Влияние этого художника на ювелирный мир было так велико, что именно Лалику бросил вызов Луи Картье: в 1902 году Картье представил свой стиль "гирлянда" — белоснежный, торжественный, классический и безупречный стиль, воспевавший наследие старой Франции, Франции королевской, Франции Бурбонов. С конца 1900-х годов Лалик занялся производством предметов интерьера: ваз, шкатулок, плафонов. Многие украшения легендарного мастера, а также предметы интерьера были показаны недавно и в Москве: в 2010 году в Музеях Кремля проходила выставка его произведений.
У Daum другая история: эта марка, основанная Жаном Домом в 1878 году в Нанси, изначально изготовляла именно хрустальные предметы интерьера и посуду. Мастера Daum стоят в одном ряду с такими знаменитыми художниками ар-нуво, как Жак Мажорель и Эмиль Галле. У Daum есть не только эстетические, но также технические заслуги: именно эта компания разработала технику смешения, сплавления хрустальной крошки разных цветов в одном объекте. Благодаря этой технологии хрусталь Daum никогда не выглядит одноцветным: палитры, оттенки переходят друг в друга "внутри" предмета. Цветовые перепады — от оранжевого через лиловый, сиреневый, розовый к зеленому, синему, красному — в одном-единственном арт-объекте Daum можно иногда насчитать до 40 различных тонов.
В идеологии Daum заложено несколько иное понятие артистизма, чем у Lalique. Если в Lalique всегда придерживались генеральной художественной линии — ар-нуво, то Daum привлекали к сотрудничеству самых разных художников. Вазы и статуэтки для Daum за минувший век сделали порядка 350 различных артистов: от Сальвадора Дали до Паломы Пикассо.
Секции Daum и Lalique в московском магазине оказались разделенными примерно в равных долях. Слева от входа — победоносная экспозиция Daum: парад ярчайших ваз, шкатулок, хрустальных статуэток (в том числе полуметровых). А справа — более элегантная, в белых и бежевых тонах выставка Lalique.
Кстати, впервые в Москве представлена в полном объеме линия Lalique Maison: хрустальные часы, статуэтки, шкатулки, посуда, канделябры. В Lalique Maison есть и самые главные сокровища домашнего собрания — светильники и лампы с полупрозрачными хрустальными ножками и матовыми, чуть замутненными плафонами.