Кризис заставил розничные сети корректировать программы развития. Об этом заявили участники "RETAILER CONGRESS 2014. ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ" в ходе диалог-сессии с представителями наиболее эффективно развивающихся розничных сетей, вошедших в список RETAILER EXPANSION.
Так, "Мэлон Фэшн Груп" откроет по итогам 2014 г. чуть более 100 магазинов, тогда как раньше планировала запустить 200 точек. В следующем году ритейлер откроет только магазины, по которым уже подписаны договоры аренды, — всего 25 объектов. "Год будет непростым. Январские каникулы мы еще поторгуем, но потом будет ноль", — посетовала директор по развитию компании Екатерина Пригода.
ГК "Спортмастер" в текущем году сократил программу развития на 30%. "Многие объекты открывались только потому, что были запланированы еще в прошлом году. Мы сильно понизили прогноз (динамики выручки — прим. ред.) на будущий год, и активной деятельности по расширению сети сейчас не ведем", — заявил директор по недвижимости сети "Спортмастер" Николай Юськив.
В сети DNS "холодное дыхание кризиса" ощутили еще в конце прошлого года. "В этом году стратегических планов по развитию не было вообще, перешли на тактические действия — если видим возможность, открываем магазин, не видим — не открываем", — признался генеральный директор компании Дмитрий Алексеев. Такой подход сохранится и в 2015 г.
Наиболее уверенно чувствуют себя FMCG-ритейлеры. К примеру, выполнить заявленные ранее планы — открыть в этом году 24 гипермаркета — намерена сеть "Лента". "В 2015 г. откроем не меньше, а в течение трех лет удвоим сеть", — заявил директор по развитию и интеграции форматов Максим Щеголев.
Не намерена приостанавливать развитие и сеть "Ашан". Однако, как отметила в ходе дискуссии руководитель по развитию компании в Москве и Московской области Марина Исаева, ритейлер наблюдает изменения в потребительских предпочтениях: к примеру, покупатели стали чаще приобретать продукты в низком ценовом сегменте.
Сеть магазинов товаров для дома "Посуда-Центр" откроет в этом году на один магазин больше, чем планировала. "На 2015 г. мы не корректировали планы по развитию, и собираемся запустить 12−15 магазинов", — сообщил директор розничной сети Константин Пирогов.
"В одной лодке"
Условия новой экономической реальности неизбежно приведут к изменению правил игры на рынке торговой недвижимости, считают спикеры "RETAILER CONGRESS 2014. ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ".
"Сейчас ситуацию на рынке нельзя назвать кризисом, скорее, это — изменение реальности", — уверен Николай Юськив. Так, ослабление рубля приведет к сокращению маржинальности ритейлеров, продающих товары зарубежного производства. При этом повышение цен рискует обернуться снижением продаж. "Я считаю, что настоящее положение вещей продлится не менее чем пять лет и скажется как на поведении потребителей, так и на отношениях с арендодателями", — добавил топ-менеджер.
В частности, по словам топ-менеджера, в новых экономически условиях должна полностью уйти в прошлое ставка аренды, привязанная к доллару или евро. "Лично мы не будем заключать валютные договоры. Если арендодателю такие условия не нравятся, не будем с ним работать", — заявил Николай Юськив. По действующим договорам, по словам топ-менеджера, в большинстве случаев удается зафиксировать курс или же перейти на процент от оборота.
Политика МФГ также подразумевает заключение договора аренды, в котором ставка привязана к проценту от оборота. "Нормальная для нас ставка — 10−12%", — пояснила Екатерина Пригода. По ее словам, с большинством собственников помещений удается найти компромисс.
"Лента" продолжит делать ставку на самостоятельное строительство гипермаркетов, однако в арендованных объектах продолжит борьбу за снижение арендной ставки, подчеркнул Максим Щеголев.
"Посуда-Центр", которая не имеет валютных договоров, намерена добиваться того, чтобы собственники не индексировали ставку с учетом инфляции. "Практически весь год мы провели в переговорах, 80% собственников не проиндексировали ставку", — рассказал Константин Пирогов.
Официальный партнер "RETAILER CONGRESS. ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ 2014" — Samsung.