В официальном письме вице-премьеру, руководителю правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка Александру Хлопонину (есть в распоряжении "Известий") член Общественной палаты РФ, руководитель федерального проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев просит устранить пробелы в региональном и федеральном законодательствах в области регулирования оборота алкогольной продукции, допускающие продажу под видом пищевых добавок нового спиртосодержащего суррогата из Казахстана.
Как рассказал "Известиям" общественник, этим летом на прилавках российских магазинов массово появилась продукция с долей этилового спирта 45%, проходящая по документам как "пищевой ароматизатор для хлебобулочной продукции". В продажу поступила целая линейка таких добавок: "Кедровый", "Хлебный", "Наполеон" и др. Первыми пострадавшими регионами стали Иркутская и Омская области, Красноярский край и Республика Саха (Якутия).
— Фактически подобные пищевые добавки, произведенные в Казахстане, являются дешевыми аналогами водки и коньяка. Например, в магазинах Ставропольского края их средняя розничная цена составляет 100 рублей за бутылку 0,5 л, а в Ярославле их можно купить через интернет всего за 85 рублей за бутылку такого же объема, — отметил Султан Хамзаев.
Особенно его возмутил тот факт, что добавка, являясь в соответствии с требованием ГОСТа пищевой спиртосодержащей продукцией, может продаваться без лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Таким образом, она не подпадает под ограничения ни регионального, ни федерального законодательства в области регулирования оборота алкогольной продукции.
— Формально пищевые ароматизаторы для хлебобулочной продукции "Кедровый", "Хлебный", "Наполеон" — пищевые добавки и алкогольной продукцией не являются, поэтому нет никаких ограничений на их ввоз из Казахстана в Россию. Разумеется, этим "профессионально" воспользовались мошенники. Изначально волна продаж затронула регионы, граничащие с Казахстаном, но за считаные месяцы она дошла до Якутии. Нам необходимо совершенствовать имеющуюся законодательную базу, поскольку ряд регионов у нас просто заполонили дешевая водка, коньяк и другие суррогаты. По мнению экспертов, данная продукция является токсичной, наносит необратимый вред здоровью граждан и может привести к летальному исходу, — добавил общественник.
Он также направил официальное письмо руководителю Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Игорю Чуяну с просьбой принять меры по изъятию такой продукции из оборота, уничтожению и предотвращению ее поступления в продажу.
Официальный представитель Александра Хлопонина Наталья Платонова отметила, что письмо общественника на имя вице-премьера, в котором изложена проблема, будет рассмотрено в установленном законом порядке.
Директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Министерства здравоохранения РФ Олег Салагай подтвердил интерес к этой проблеме со стороны правительства.
— Данный вопрос действительно обсуждался на заседании рабочей группы (профильной правительственной комиссии) при активном участии коллег из Общественной палаты. Соответствующие предложения, разделенные на несколько этапов с учетом необходимости всестороннего изучения этого вопроса, нашли отражение в одобренном группой проекте "дорожной карты", — рассказал "Известиям" Олег Салагай.
Член комиссии ОП РФ по охране здоровья, физической культуре и популяризации здорового образа жизни, директор Федерального государственного научно-клинического центра оториноларингологии ФМБА России Николай Дайхес поддержал Султана Хамзаева, отметив необходимость разобраться в проблеме, подключив ведомства.
— К сожалению, эти процессы постоянны: производители всегда ищут лазейки в законодательстве, а роль и задача общественности — получать необходимые разъяснения. Например, в Роспотребнадзоре должны разъяснить, насколько необходимы добавки, содержащие 45% алкоголя, в технологическом процессе при производстве хлебобулочной продукции, — отметил Николай Дайхес.
По мнению заместителя председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктора Звагельского, подобным "ароматизаторам" в скором времени суждено исчезнуть с прилавков, однако на это понадобится время.
— Поскольку по этим "пищевым добавкам" не соблюдено ни одно лицензионное требование, производство и продажа являются незаконными. Эта продукция проходит по госрегулированию, соответственно в ближайшие два месяца должна исчезнуть с прилавков, так как на любую алкогольную продукцию нужно получать лицензию. Всё это четко регламентируется, — отмечает парламентарий.
Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает появление на прилавках алкогольных суррогатов "реакцией рынка".
— Производство абсолютно легально, "пищевые ароматизаторы" выпущены в рамках действующего закона. Это нормальная реакция рынка и потребителя на него. Такую продукцию действительно употребляют в качестве заменителя алкоголя. Интерес вызван ее дешевизной, но как только эта продукция приобретет акциз, сразу станет дорогой и ее никто употреблять не будет, — разъяснил эксперт.