2 декабря состоялся «Retailer congress 2010 Торговая недвижимость». Около 200 владельцев и топ-менеджеров розничных сетей, представителей управляющих компаний и девелоперов  собрались в   Lotte Hotel Moscow, чтобы обсудить планы экспансии в регионы розничных сетей и перспективы развития торговой недвижимости, в том числе  в городах с населением менее 1 млн человек. Кроме того, в ходе конгресса состоялось ток-шоу по оценке привлекательности торговых объектов и презентация макета торгового центра «Мечта 2010».

В первом круглом столе «Программы развития ритейлеров и девелоперов на 2011 год»  приняли участие Наталья Борец, менеджер по корпоративной недвижимости компании «Стокманн»; Максим Щеголев, директор по развитию сети «О’Кей», Петр Исаев, директор департамента коммерческой недвижимости Capital Group; Екатерина Пригода, директор по развитию «Мэлон Фэшн Групп»;  Владимир Лунин, генеральный  директор компании Maratex; Камерон Сойер, председатель совета директоров GVA Sawyer; Алексей Могила, директор департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty,  Николай Юськив, директор департамента недвижимости «Спортмастер».

Модератором выступил управляющий партнер LCMC Дмитрий Золин. Он призвал участников дискуссии озвучить  итоги 2010 г. и планы по открытию новых объектов, а также назвать основные факторы, определяющие выбор программы развития.

  По   словам Натальи Борец, менеджера по корпоративной недвижимости компании «Стокманн», продажи компании в России растут уверенно и в региональном развитии «Стокманн» пока ориентируется преимущественно на города-миллионники.
Наталья Борец не ответила на провокационный вопрос модератора, сколько «Стокманн» в качестве ритейлера  платит «Стокманну» в качестве девелопера, но подчеркнула, что, сдавая площади в «Невском центре Стокманне», компания не пыталась опередить рынок и завысить стоимость аренды.

Директор по развитию сети «О’Кей» Максим Щеголев заявил, что компания в 2010г. выполнит свои планы по открытию новых объектов, а в 2011 г.  продолжит развитие.   «Расширяться мы планируем, как в сторону Европы, так и Азии», — добавил Максим Щеголев. При этом компания не боится выступать в качестве девелопера, отметил он.

Директор департамента коммерческой недвижимости Capital Group Петр Исаев, отметил, что, осмотрев большое количество новых торговых объектов в Москве, так и не нашел того, «на что сразу упал бы глаз».

«Мэлон Фэшн Групп» в 2010г. на четверть увеличит количество своих объектов, а в 2011г. больше сосредоточится на внутреннем развитии,  сообщила директор по развитию  Екатерина Пригода. «Мы активно расширялись в течение двух лет, теперь время собирать урожай. Максимально мы откроем в 2011г. 100 магазинов, с учетом Украины», — подчеркнула она.
Екатерина Пригода отметила, что в этом году компания не запустила ни одного магазина в формате стрит-ритейл. В следующем году предпочтения  останутся  на стороне торговых центров, выбор стрит-ритейла может быть только «вынужденной ситуацией», сказала директор по развитию.

Компания Maratex  с начала кризиса открыла 65 новых магазинов, рассказал генеральный  директор компании Владимир Лунин. При этом ритейлер был вынужден пересмотреть портфель брендов: от каких-то отказаться, а какие-то добавить. Такой же дифференцированный подход должен быть при аренде помещения, подчеркнул   Владимир Лунин «Стратегически мы хотим больше магазинов в Москве, но в Москве высокие арендные ставки. Стрит-ритейла мы побаиваемся – в хороших местах ставки запредельные, а мы не открываем убыточных магазинов», — сказал он.

Председатель совета директоров GVA Sawyer Камерон Сойер рассказал о проекте аутлет-молла вблизи аэропорта Шереметьево. «Это узкий специализированный формат ритейла, где  арендаторами будут производители и владельцы марок или крупные дистрибьюторы. Контракты с рядом арендаторов уже заключены», — отметил он.

Директор департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила спрогнозировал увеличение в 2011г. спроса на стрит-ритейл в целом и в спальных районах Москвы, в частности.  «Мы создали новый ресурс по стрит-ритейлу в Москве, наладили отношения с очень многими собственниками центрального района, основных магистралей, спальных районов. Стараемся «окучить» ближайшее Подмосковье. Уже есть
 хорошие интересные предложения», — завил он.

Директор департамента недвижимости «Спортмастер» Николай Юськив подчеркнул, что на рынке торговой недвижимости имеет смысл говорить не о внешней конкуренции, а о внутренней. «Мы не можем пройти мимо знаковых проектов, например ТЦ «Гагаринский», но рядом уже есть наши магазины, и там, в результатам падают продажи», — пояснил он. Новых девелоперских проектов «Спортмастер пока не планирует. «Мы себя порассматривали девелоперами, больше не  хотим», — заключил он.

На вопрос модератора, готовы ли ритейлеры к росту арендных ставок, участники дискуссии единогласно высказались, что на смену фиксированной арендной ставке должен прийти процент от оборота.

«Я готов идти в стрит-ритейл, готов идти в Пензу, но забудьте о времени, когда мы платим фиксированные арендные ставки», — сказал Владимир Лунин.

«Мы готовы платить больше денег, но только  за успешный проект», — заявил Николай Юськив. «Ставки должны быть рыночными. Лучше пусть девелопер не строит объект, чем завышает ставку для якоря», — добавил Максим Щеголев. «Ритейлеры и девелоперы должны делить риски и выгоды», — заключила Наталья Борец.

 О чем еще говорили участники конференции, читайте далее

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments