Круглый стол « Ритейлеры: отчеты по развитию 2011, планы 2012». Вторая серия

Дата записи: 2 декабря 2011 г., продолжительность: 23 мин. 15 сек., размер — 151,1 Мб.

Даниил Сомов, совладелец ИД Retailer:
— Сейчас хотелось бы немножко подробнее поговорить о вашем настроении с точки зрения ближайшего будущего. У нас сейчас выборы. Под выборы, как известно, никого не обижают, всем дают очень много денег. В общем-то покупатели сейчас, наверное, многое покупают.

Тем не менее выборы закончатся. Может быть, и деньги закончатся? Как у вас? Вы разделяете период до выборов и после? Я не имею ввиду выборы, которые состоятся через два дня. Я имею ввиду мартовские выборы. Настроения у всех достаточно оптимистичные. Вы, наверное, хвастаетесь. Вот я хочу понять, вы хвастаетесь обоснованно или нет. Николай, начните на правах лидера своего рынка.

Николай Юськив, директор департамента развития ГК «Спортмастер»:
— Здесь все лидеры своего рынка. Честно говоря, мысль интересная про выборы. Скажите, где там деньги раздавали, а то мы что-то не в курсе.

Даниил Сомов:
— Нет, деньги не вам раздавали, деньги покупателю раздавали.

Николай Юськив:
— Людям раздавали…Это очень интересно. Если говорить о потребителе, наверное, о нем вы сейчас хотите услышать? Что с ним происходит до выборов, после выборов? Для себя мы так не делим.

Если еще на прошлом конгрессе были речи о том, закончился ли кризис или не закончился, то сейчас можно говорить о том, что начался или не начался новый. Есть ощущение, что опять бродят тени кризиса и в мире ритейла, и в мире девелопмента, и в мире покупателей.

По-прежнему мы наблюдаем очень аккуратное и спокойное поведение покупателей. Я думаю, все коллеги поддержат. Этот сезон приходящей зимы и неуходящей осени для одежников очень показательный, потому что как только на термометре плюс, так сразу продажи в минус. Как только минус, так сразу продажи в плюс. Это говорит о том, что покупатель делает покупки в самый последний момент, то есть никаких покупок не совершает покупатель,  только потому, что понравилось или нет новая коллекция. Надо — купил, не надо — можно и не купить.

Покупки по-прежнему совершаются очень осторожно, аккуратно, может быть, кроме тех мест, где деньги раздают. Такие места мы не знаем. Тем не менее есть очень положительная динамика в промышленных городах. Сейчас наблюдается явный рост производства. Во всяком случае оно пока растет. Поэтому и доходы населения явно растут. В промышленных городах все неплохо. У нас есть такой пример, где мы очень аккуратно входили  в город Ухту. Это очень маленький город. Но обороты сравнимы с оборотами в городах-миллионниках. То есть город живет своей жизнью, видимо, там все стабильно с доходами и покупательская способность уверенная. При этом есть более крупные города и более серьезные, в которых все не так весело. Поэтому стабилизации в плане потребителей нет. Ситуация такая….

Даниил Сомов:
— Осторожная, да? Это влияет каким-то образом на программу развития? То есть в этом случае вы можете свою программу развития назвать также осторожной?

Николай Юськив:

-Она у нас всегда была не фанатичная. Может быть, как раз потому, что мы не увлекаемся конкурентными вещами, то есть кого-то обогнать. Мы смотрим на рынок. Мы рассчитываем есть ли потенциал на рынке. Если есть, то мы туда идем. Нет потенциала — не идем. Насчет аккуратности, она всегда должна присутствовать в любом подходе.

Даниил Сомов:

— Хорошо, спасибо. Екатерина, об осторожности покупателей и количестве денег у покупателя. Мы сейчас не будем произносить слово кризис, потому что, во-первых, это слово надоевшее. Во-вторых, никто не понимает, что под этим скрывается. Осторжность в терминах Николая, присутствует у вас?

Екатерина Пригода, директор по развитию «Мелон Фэшн Груп»:
— В планах развития нет.

Даниил Сомов:

— Неосторожно развиваетесь?

Екатерина Пригода:
— Несмотря на то, что в нашем сегменте конкуренция достаточно серьезная, мы не очень обращаем внимание на то, как развиваются остальные. Мы развиваемся на собственные деньги. Нас никто не кредитует.

Даниил Сомов:

— Это мы, кстати, тоже знаем. Потому что мы выпустили рейтинг долговой нагрузки и вас тоже посчитали по этим параментрам.

Екатерина Пригода:
— Надеюсь, мы там первые.

Даниил Сомов:
Нет.

Екатерина Пригода:
— По крайне мере, после первого кризиса…Мы их уже считаем, кошмар. После первого кризиса в компании было принято решение вообще не использовать кредиты. Мы до сих пор придерживаемся этой позиции.

Даниил Сомов:
— Деньги акционеров за кредиты не считаются?

Екатерина Пригода:

— Нет. Деньги, переложенные из одного кармана в другой, кредитом не считаются. Повторюсь еще раз, мы считаем каждый проект и развиваемся на те деньги, которые зарабатываем на тех магазинах, которые есть сейчас. В прошлом году 31 декабря у нас стало 500 магазинов. Поэтому мы надеемся, что они помогут зарабатывать нам на дальнейшее развитие. Вот поделилась сейчас с Николаем своим опасением, что мне не удасться в следующем году выполнить план, который у нас стоит, потому что не так много привлекательных проектов.

Даниил Сомов:
— Да, мы об этом поговорим. Я, кстати, начал понимать, что такое качественная и некачественная торговля. Просто сейчас уже так много магазинов, в которые заходишь и сразу понимаешь, что имелось ввиду, когда говорили про некачественное магазины. Екатерина, я вот уже не успеваю следить. Сколько сейчас брендов вы развиваете?

Екатерина Пригода:

— У нас столько же брендов, сколько и на конец прошлого года. У нас по-прежнему шесть брендов, из них четыре собственных и два по франчайзингу. Четыре собственых — это befree, Zarina, Love Republic и co&beauty. И два по франчайзингу — это Springfield и Women’Secret.

Даниил Сомов:
— Вот два представителя аптечного рынка «36,6» и «Ригла», у вас есть какие-то изменения в покупательском спросе?

Андрей Завидонов, заместитель генерального директора УК «Аптечная сеть 36,6»:
— Наверное, мы поддержим наших коллег. Конечно же покупатель не побежал в аптеки тратить деньги в разы больше, чем это было раньше. Количество покупателей сохраняется на таком среднем уровне, который наблюдался в последние годы. Есть некоторая динамика по среднему чеку, но она вызвана какими-то инфляционными процессами, к примеру, подорожанием некоторых лекарственых препаратов или еще что-либо в этом роде.

На следующий год с точки зрения спроса глобального оптимизма мы точно не испытываем. Какой-либо связи с выборами мы здесь не видим. С точки зрения планов развития, к этому вопросу мы подходим очень аккуратно с рассчетом каждого проекта. На это тратятся достаточно серьезные ресурсы и время. И мы хотим максимально сберечь инвестиционные деньги и снизить свои риски при открытиях.

С точки зрения количества, в следующем году планируем открыть до 200 аптек по стране. Но, как я говорил в самом начале, для нас важны не штуки, для нас важно качество. Поэтому ориентируемся в основном на открытия в торговых центрах на качественных торговых площадях, которых не хватает, крайне не хватает. Большая часть из 200 аптек будет приходится на street retail, которого также не хватает. Никто, к сожалению, не строит новых Тверских.

Даниил Сомов:
— Понятно, не хватает. Я правильно вообще понимаю, что сейчас для вас развитие, для всех ритейлеров развитие — это единственный шанс как-то увеличивать свой оборот. Раньше у нас рос рынок, у каждого по-своему, но рос и как-то очень заметно и в хороших цифрах. Сейчас покупатель больше денег не приносит, ведет себя осторожно. Вообще, зачем вы развиваетесь?

Андрей Завидонов:

— Даниил, с вашего позволения я тогда продолжу отвечать. Для нас это не единственный шанс. Мы вкладываем достаточно много финансовых и организационных ресурсов в повышение качества уже существующих аптек. В 2011 г. мы провели переформатирование порядка 100 аптек с точки зрения замены торгового оборудования, ремонта вывесок и так далее. Мы ведем большие работы, связанные с мерчендайзингом торговых залов, улучшением визуального качества представленности товара.

В более 300 аптеках во втором полугодии будут проведены работы по изменения освещения. Мы меняем свой подход к освещению торговых залов, уделяем этому большее внимание. Также мы эксперементируем с новыми форматами. Сейчас у нас находится в стадии строительства и организации новый флагман на Тверской 9. Видимо, работы должны закончится где-то 15 декабря. Всех приглашаем посмотреть на наши изменения, на наш новый формат. Так что компания видит основной ресурс по увеличению оборота в дейтсвующих аптеках.

Даниил Сомов:

— Повышение эффективности — это также важно для тех, кто сдает вам торговые площади. Борис, что там с покупателем у вас?

Борис Косоплеткин, директор департамента управления недвижимостью «Седьмой континент»:

— Нельзя не согласиться с коллегами. На самом деле все было сказано. Единственное, что можно добавить с точки зрения нашего развития, это ровно такой же вверенный подход, детальный анализ и расчет потенциала. Что касается покупателя, мы не заметили каких-то серьезных спадов, возрастаний или увеличения активности. На самом деле, мне кажется, год прошел достаточно ровно.

Даниил Сомов:
— К чему же эти все разговоры о покупателях? Во-первых, волнуются владельцы недвижимости по поводу ваших доходов. Покупатель же приносит вам деньги и всегда очень хочется узнать, вам ли он приносит деньги или вашим конкурентам. Вы никаких серьезных изменений в поведении покупателя не видите?

Борис Косоплеткин:
— Серьезных изменений нет.

Даниил Сомов:
-Осторожно он ведет себя хотя бы?

Борис Косоплеткин:
— Покупатель вообще товарищ осторожный.

Даниил Сомов:
— Но только не в «Седьмом континенте». Николай.

Николай Козадеров, директор департамента развития и недвижимости розничной сети «Детский мир»:

— Я здесь не соглашусь. Покупатель ведет себя очень осторожно. За много лет мы накопили некую статистику. И если в 2006-2007 гг., вы помните эти шоколадные годы?

Даниил Сомов:
— Уже смутно помним.

Николай Козадеров:

— Да, трудно к ним вернуться, а очень хочется. В те годы рост у нас в магазинах LFL к году был 60-80% по обороту. На сегодня наблюдаем очень осторожный рост в 25%, 30% или 40%. Так работает большинство наших магазинов. Есть магазины, которые уходят в минусы. В этом случае мы смотрим почему. Также есть падение посещаемости. По сети есть 10%-15% проблемных магазинов. У нас 25%-30% роста товарооборота по большинству магазинов, а это очень осторжный рост.

Даниил Сомов:

— Николай, а вы имеете практику заркрытия магазинов?

Николай Козадеров:

— Да, но она у нас тоже очень осторожная. Мы за период кризиса по причине кризиса мы закрыли только один только магазин. Все остальные причины закрытий — это улучшение локаций. Несколько магазинов мы закрывали, около 5-6. Даже в этом году в Петербурге на улице Типанова мы закрыли один магазин, сейчас же открываем точку в «Космосе». Это улучшение локации. Практика, которую используют все ритейлеры.

Даниил Сомов:
— Это нормальная практика, этого не надо стыдиться. Мне кажется, это очень положительная тенденция, что научились закрывать магазины. Андрей, с покупателем в принципе все понятно.

Андрей Ванин, заместитель генерального директора по развитию «Ригла»:
— От выборов не зависит.

Даниил Сомов:
— Да, не зависит. Вот сейчас теплая погода, зима так и не наступила, никто не простужается.

Андрей Ванин:
— На самом деле, все по плану. Практически по сезону, ничего не меняется. Кризис и выборы никак не повлияли на товарооборот.

Даниил Сомов:

— Аномалий не выявлено?

Андрей Ванин:
— Нет, аномалий не было.

Даниил Сомов:

— Никита. Кстати, про кино, пользуясь случаем. Когда хочешь пойти в кино обычно смотришь, что идет в прокате. Но там такое маленькое количество фильмов, штук 20 не больше.

Никита Шумайлов, директор по развитию ГК «КАРО фильм»:
— Одновременно?

Даниил Сомов:

— Да, одновременно.

Никита Шумайлов:
— Вы считате, показ одновременно 20 фильмов это мало?

Даниил Сомов:
— Не знаю…

Никита Шумайлов:
— Можно каждый день ходить на новой фильм.

Даниил Сомов:
— Что у вас со зрителем? Говорят, что на отечественное кино никто не ходит.

Никита Шумайлов:
— Отечественное кино, конечно, пользуется меньшим спросом нежели западные блокбастеры. Хотя бы потому, что меньше вкладывают в это кино.

Даниил Сомов:
— Давайте на языке ритейлера. Для вас фильм, как для Николая коньки на полке.

Никита Шумайлов:

— Естественно. Если нет хороших блокбастеров, то не будет и гостей в кинотеатрах.

Даниил Сомов:

— Мы же вас за ритейлера не считаем, то есть вы не входите в наши рейтинги. Мы про вас ничего не знаем. У вас есть какая-то динамика? Количество зрителей увеличивается или уменьшается? Осторожно ведут себя?

Никита Шумайлов:
— Общее количество зрителей, которые ходят в кино, стабилизировалось. Оно не увеличивается, к сожалению. Те люди, которые ходят, они продолжают ходить. Просто если нет интересного кино, они естественно на него не идут. Были месяцы в этом году, когда не было хороших фильмов, и все кинотеатры стояли пустые. Это не только в «КАРО фильм», это было во всех сетях кинотеатров. Сейчас шел фильм «Сумерки». Подростки, наверное, его знают. Это был полный аншлаг.

Даниил Сомов:

— Даже мы через подростков знаем.

Никита Шумайлов:

— Я сам не смотрел, к сожалению.

Даниил Сомов:
— Только слышал.

Никита Шумайлов:
— Так скажем, было все хорошо.

Даниил Сомов:
— Давайте про зрителя. Вы не рассчитываете на рост количества зрителей?

Никита Шумайлов:
— Так, как было раньше в прошлые года до кризиса, на такое мы сейчас не рассчитываем. Сейчас идет просто перераспределение. Старые кинотеатры зрители покидают и переходят в более новые и современные. Если это комплекс, то в лучший торговый комплекс. Зависит от локации и от самого кинотеатра.

Даниил Сомов:

— Вы когда выбираете торговый центр, в котором вы сделаете кинотеатр, вы смотрите какие там ритейлеры собираются открывать свои магазины?

Никита Шумайлов:

— Да, конечно.

Даниил Сомов:

— А какие ритейлеры являются для вас являются значимыми?

Никита Шумайлов:
— Наверное, это будет несколько некорректно.

Даниил Сомов:
-Почему? Нет. Если это не является для вас каким-то суперсекретом, то почему нет. Никто не обидится.

Никита Шумайлов:

— Мы считаем, что продуктовые гипермаркеты очень важны.

Даниил Сомов:

— Продуктовый гипермаркет должен быть якорем.

Никита Шумайлов:

— Естественно. Понятно, что мы бы хотели видеть «Ашан» «О’Кей», real,-. Такого плана

Даниил Сомов:

— Так с «Ашан» «О’Кей», real,- понимаю. Допустим, «Спортмастер» важен?

Никита Шумайлов:
-«Спортмастер» это наш..

Даниил Сомов:

— Зритель?

Никита Шумайлов:
— Да, зритель. Когда идет изначальная оценка проекта, мы больше смотрим на какой из гипермаркетов там будет. И если это тот гипермаркет, который входит в ТОП, то значит подтянется и «Спортмастер».

Даниил Сомов:
— Знаете, у нас все очень просто. У нас что ни гипермаркет, то в ТОПе. Серьезно говорю. Я не знаю гипермаркетов которые не в ТОПе. Вы к микрофону подходите. Для вас развитие — это единственный способ увеличения оборота?

Никита Шумайлов:
— Не совсем единственный. Мы вкладываем деньги и в существующие кинотеатры. Повышаем эффективность.

Даниил Сомов:
— А что там можно расширить?

Никита Шумайлов:
— Со временем кресла приходится менять. Мы сейчас в «Капитолии» на Вернадке проивели ребрендинг кинотеатра, полностью сменили дизайн.

Даниил Сомов:
— И что больше зрителей стало?

Никита Шумайлов:

— Не то что больше, мы удерживаем тех, кто есть.

Виктор Леонычев, директор по развитию корпоративного бизнеса, компания LG Electronics:
— Сначала личное впечатление. Первый раз на конгрессе. Погода ли или устали все, но такое ощущение, что весь зал спит. Может быть, это свойственно этому мероприятию?

Даниил Сомов:
— Мне тоже так кажется, что зал спит.

Виктор Леонычев:
— У меня, на самом деле, другой вопрос. Мы активно работаем по внедернию систем Digital Sound, на рынке ритейла в том числе. У меня вопрос к участникам дискуссии. Из присутствующих здесь, кто использует дисплеи для рекламы в помещениях? Насколько это эффективно? Потому что есть варианты развития бизнеса и увеличение оборота за счет увеличения эффективности на квадратный метр. Вот мне интересно, эффективны ли эти системы? Экраны в точках продаж для увеличения эффективностии продаж на квадратный метр.

Даниил Сомов:
— Вы про экраны на фасадах торговых центров?

Виктор Леонычев:
— Нет, которые ставятся внутри помещения. Это профессиональные дисплеи, которые объединены в сеть и на которые выводится информация о рекламных акциях, информация о продукте.

Даниил Сомов:

— Понятен ваш вопрос. Очень хочется продать.

Виктор Леонычев:

— Мне не хочется продать, мне хочется понять эффективность.

Даниил Сомов:

— Да, понятно. Я не знаю, у директоров по развитию, входит ли в вашу компетенцию эти вопросы?

Екатерина Пригода:
— Для нас это не очень эффективно. Скажем так, вообще не эффективно. В своих магазинах мы не планируем такое использовать. Конечно, может что-то измениться в этой жизни, никогда не говори никогда. Но в ближайшее время в планы не входит использование каких-либо экранов. Именно на основании опыта мы и принимаем такие решения.

Даниил Сомов:
— Может быть, дело в небольшом формате?

Екатерина Пригода:
— Дело в небольшом формате и это не интересно нашему покупателю.

Даниил Сомов:
— А если с «КАРО фильм» объединиться и они будут у вас кино показывать?

Екатерина Пригода:
— У нас в магазине? Мы рассмотрим это нестандартный вариантик.

Даниил Сомов:
— Кто-нибудь хочет еще что-то добавить?

Андрей Завидонов:
— В нашей ситуации возможен только разовый имиджевый проект. Это связано с повышением узнаваемости бренда, с привлечением внимания к бренду сети, но это не массовый продукт.

Борис Косоплеткин:
— Если говорить о продуктовом ритейле, то у нас достаточно широко представлены дисплеи в торговых залах. Это имеет место. Если нет дисплеев, то текущие акции, которые в настоящий момент проводятся в сети, анонсируются в виде плакатов.

Даниил Сомов:
— Борис, а вы помните времена, когда в «Седьмой континенте» не было дисплеев?

Борис Косоплеткин:
— Тогда были все те же плакаты, они есть и сейчас. Это широко представлено. В любом случае, они имеют место быть. Покупателям очень важно знать о текущих акциях, потому что для продуктового ритейла это очень важный момент в привлечении покупателя. Все идут на акции.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments