Круглый стол «Программы развития ритейлеров и девелоперов на 2011 год». Четвертая серия

Дата записи: 2 декабря, длительность: 21 минуты, размер: 133 МБ

Николай Юськив, директор департамента недвижимости «Спортмастер»:
— Группа компаний «Спортмастер» развивает два бренда — «Спортмастер» и Ostin. Судя по всему, меня пригласили не на ту секцию, надо было в следующую – «Города до миллиона», потому что наш успех этого года — это в основном города до миллиона жителей.
Я участвовал в предыдущем мероприятии такого же рода в прошлом году, я с удивлением слышал, как все ритейлеры говорили, что они концентрируются на Москве и Питере, что регионы это опасно. Наверное, у каждого своя специфика, у нас специфика в том, что мы не торгуем модной одеждой, мы торгуем повседневной одеждой, и поэтому нам немножко проще, потому что наша одежда нужна всегда, во все времена и любым людям. Если можно пожертвовать и не купить что-то дорогое и модное, то повседневную одежду нужно покупать. Наверное, 80% проектов, которые были открыты в этом году – проекты в городах с численностью меньше миллиона жителей. Это связано с несколькими причинами. Основная причина это то, что мы работаем уже 18 лет по «Спортмастеру», пять лет по Ostin’у и достигли в миллионниках достаточно плотного насыщения. По «Спортмастеру» все миллионники, наверное, близки к насыщению, буквально один-два магазина можно открыть и поэтому, поскольку есть возможность и желание развиваться, мы попробовали развиваться в регионах. Чем нам понравился 2010г., что вынужденно пришлось брать города, на которые раньше даже близко не смотрели. Мы можем похвастаться городами типа Ноябрьск, Чита, Улан-Удэ и прочими и не просто похвастаться, а порадоваться оборотам. Обороты там достойные, поскольку рынок свободен, в голове у девелоперов и владельцов стрита полный порядок в отличие от миллионников Москвы и Питера. Что касается стрита, у нас на эту тему всегда было особое мнение – у нас очень много стрита, и мы увеличиваем его количество. Стрит – это интересно, но не в Москве и не в Питере, естественно, это интересно в регионах. В Питере и в Москве — это неинтересно не только потому, что очень дорого, а потому что много торговых центров, и актуальность стрита падает. Это еще не дошло до владельцев этого стрита, но кому-то это интересно, а нам – нет. Мы открываем единичные стриты в Москве и в Питере, а в основном — все в регионах.

Помимо того, что мы уменьшали численность населения городов, в которые мы идем, мы расширяли очень активно географию, как на восток, так и на запад. Крайняя точка на востоке — пока Улан-Удэ, а на западе, если говорить о России, — это Калининград. Ни там, ни там мы не пожалели. Что касается результатов года, то они примерно в два раза выше, чем мы ожидали. Это около 50 магазинов «Спортмастер» и 100 магазинов Ostin. Я думаю, что, к сожалению, в 2011г. таких темпов сохранить не удастся в силу объективных причин, просто из-за отсутствия площадок. К сожалению, девелоперы не то, чтобы боятся, но они думают, что нужно все строить так же. Опять нарисовать у консультантов 100 000 м., опять пойти в банк – все это показать и опять набрать денег и начать строить. Мне кажется, что нужно идти немножко другим путем и об этом я не один раз уже говорил, надо осваивать города типа северной, центральной России и юга, 20-тысячников там вполне достаточно и можно выходить неким пакетом. Приезжая в города, мы просто видим новый рынок. Прекрасный город, шикарный потенциал, но, например, стрита нет, торговых центров нет. Мы лично готовы открываться, например, в Нягани. С точки зрения ритейла — эти города пустые. Если строить стотысячник – это будет очередной могильник, а если строить 15 000 — 20 000 – это будет успешный комплекс. Но почему-то пока никто не собирается туда. На самом деле это не так уж и далеко. Наверное, темпы будут меньше, но мы прорабатываем все варианты, и мы не только не закрыты для каких-то городов, а, наоборот, сами активно всех тормошим, бегаем по этим городам и касательно численности – у нас ограничений нет. Наверное, в села мы не пойдем, но, условно говоря, то, что говорил Алексей по поводу Подмосковья – Нарофоминск, Чехов и прочее, это города, где мы открываемся буквально на днях.

Если говорить о том, что пугает – пугает не так много вещей, но основные это – пост-кризисные явления. Кризис, наверное, все-таки кончился, но поменялась ситуация и основное, что мы сейчас наблюдаем, это очень большая чувствительность покупателя. Смог, и жара не так сильно повлияли. Повлияла ноябрьская и октябрьская погода. Кто бы что ни говорил, а это оказалось трагичнее, чем смог. Тепло в октябре-ноябре очень сильно подорвало продажи. В ряде магазинов они упали в два раза. Учитывая, что емкость покупки зимой намного выше, чем емкость покупки средний чек летом, из года в год повторяющаяся непонятная ситуация, когда пришел мороз, когда выпал снег, учитывая ситуацию со «Спортмастером» – для нас это очень чувствительно. Отсутствие снега на сегодняшний момент для нас лично плохо. Если в прежние года это так сильно не отражалось на продажах, то есть люди все равно покупали, понимая, что снег когда-то будет, то сейчас люди оттягивают покупку до последнего момента. Снега нет – продаж нет. Этот момент, наверное, пугает. Пугает тот момент, что основная часть наших продаж это одежда, это то, на что в следующем году неизбежно произойдет скачок цен. Это объективная вещь, которая, к сожалению, будет. Все предпосылки к этому есть и мы тоже не до конца понимаем, как на это отреагирует покупатель, потому что, вполне возможно, поскольку мы работаем в демократичном сегменте – это будет для него чувствительно. Эти вещи пугают.

Радуют, как я уже говорил, изменение отношения девелоперов и собственников недвижимости. Благодаря этому можно развиваться такими темпами, которые не снились до кризиса. Игроков в ритейле осталось мало, поэтому мы и занимаем ниши тех, кто не выжил. Девелоперы, видя это, понимают, что нужно работать только с надежными. Полностью поддерживаю Алексея насчет небольших комплексов, которые форматируются. Убирают непонятных и сажают серьезных операторов, с потерей финансов, но с надеждой на светлое будущее.

Примерно так, если есть вопросы, я готов ответить.

Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC:

— Спасибо большое, вот я вижу вопрос…

Николай Юськив, при виде задающей вопрос девушки:
— Мы у вас есть! Замечательный комплекс в городи Пенза, побольше бы таких.

Вопрос из зала:
— Очень рада с вами познакомиться, не знала, что вы так молодо выглядите. Просто ваши сотрудники вас уважают и побаиваются. У меня два конкретных вопроса. Во-первых, я согласна с вами, что в полумиллионниках нет достаточного количества хороших торговых центров. Учитывая, что у вас такая большая и профессиональная компания, не рассматриваете ли вы себя как девелопер?

Николай Юськив:
— Мы уже себя порассматривали девелоперами, понастроили и хватит – не хотим больше.

Девушка:
— Хорошо, тогда второй вопрос. Ваша команда говорит, что по городам, в зависимости от численности, есть некая разнарядка по количеству магазинов «Спортмастер» и Ostin. Можно ли как-нибудь прояснить ситуацию?

Николай Юськив:

— Разнарядки как таковой нет, слово не совсем удачное. Есть емкость-потенциал города. То о чем я говорил в начале, мы в случае со «Спортмастером» утыкаемся просто в предел рынка, в потенциал. Если город численностью 300 000 — 500 000 жителей, то там будет один «Спортмастер», к сожалению. Если, конечно, это не серьезный промышленный город типа Cургута, там может быть два, а то и три. Если говорить о «Спортмастере», это товары не первой необходимости, если говорить об Ostin’е, то на город типа Пензы – четыре-пять магазинов. Здесь мы идем не от разнарядки, а от потенциала. Самое важное – потенциал. Естественно, у нас есть аналитический отдел, плановики, которые это все считают, и мы прежде всего отталкиваемся от доходов и от численности. Умножая, получаем потенциал.

Вопрос из зала:
— Меня зовут Владимир, компания «Фамилия». Если возможно, сказать LFL 2010 г. к 2009г., если возможно – отдельно по Москве и по регионам. И второй вопрос – в связи с усилением конкуренции в Москве, вы стратегически планируете, что плотность «Спортмастера» в Москве, например, будет падать в 2012-2013г.?

Николай Юськив:
— Конкуренция в Москве у Спортмастера’?

Вопрос из зала:
— Конкуренция в ритейле?

Николай Юськив:

— Я думаю, честно говоря, в одежде, в России нет ни одного города, где бы было насыщение и вот назрела прямо конкуренция. Мы даже не видим каннибализма своих магазинов, если говорить об Ostin’e, может коллеги поправят. На самом деле качественной и брендовой одежды очень мало, это все иллюзии, поэтому конкуренции нет. Если говорить о «Спортмастере», то у нас здесь ситуация, к сожалению совершенно другая. Конкуренции, как не было, так и нет, но есть уже насыщение нами рынка. У нас в Москве около 50 магазинов и, условно говоря, мы не можем пройти мимо знаковых проектов, «Гагаринский» или «Вегас». Потом мы понимаем, что рядом у нас есть уже магазины и, конечно, они падают в продажах. В случае «Спортмастера» мы говорим о внутренней конкуренции, а не внешней.

Если говорить о LFL, это всегда очень тонкая материя, потому что на него много что влияет. Однозначно, цифры я бы говорить не хотел, но они положительные.

Вопрос из зала:
— В Москве и по регионам насколько разница LFL?

Николай Юськив:
— В регионах лучше.

Вопрос из зала:
— Короткий вопрос, но, возможно, интересный для аудитории. Сейчас проходит информация, что компания Adidas планирует сосредоточиться на развитии монобренда, то есть магазинов, как вы оцениваете эту тенденцию? Возможно ли развитие этой тенденции в других форматах и магазинах не только спортивной одежды, как вы это прокомментируете?

Николай Юськив:
— Это стратегия работы Adidas. У нас не будет Adidas с этого сезона в «Спортмастере», я не могу комментировать действия других операторов. Наверное, в этом есть смысл, но опыт показывает, что эпоха спортивных монобрендов потихоньку уходит.

Владимир Лунин, генеральный  директор компании Maratex:
— Не стал ли консервативнее покупатель? «Спортмастер» – огромная концепция, а у вас количество вещей в чеке не знаю точно, но могу предположить, что три-четыре. Число вещей снижается или нет?

Николай Юськив:
— Дай-то бог, три-четыре. Консервативнее он стал, поэтому мы реагируем привлечением собственных торговых марок.

Дмитрий Золин:

— Спасибо большое. Я, наверное, небольшой итог подведу, и заодно выскажу свою точку зрения на рынок, благо мы тоже имеем к нему определенное отношение. Если вдруг кто-то не знал, меня зовут Золин Дмитрий, я управляющий партнер LCMC, мы конкуренты-партнеры-друзья с Алексеем. Мы придумываем объекты торговой недвижимости, потом помогаем их заполнять и в некоторых случаях управляем и эксплуатируем. У нашей компании в частности региональная стратегия. Мы работаем с регионами с самого начала нашей работы в России. В портфеле 47 городов, много-много проектов, но суть не в этом. Сегодня мы работаем с объектами торговой недвижимости в семи регионах. Поскольку я часто летаю по стране, я вижу общий тренд того, что объекты, которые были даже заморожены, они остраиваются. Можно взять и в Питере, и во всех миллионниках, и в полу-миллионниках.

У меня сегодня один очень большой вопрос, понятно, что девелоперы кризисом напуганы, денег действительно нет, этой крови, как сказал Алексей. В связи с этим у меня большой вопрос к ритейлерам, не зря я по стрит-ритейлу всех дополнительно спрашивал. Я, честно говоря, не вижу, как ритейлеры будут развиваться, а ведь там есть акционеры, есть планы, есть стратегии. Все, кто сидит сегодня здесь, это те люди, у которых были правильно построенные финансовые потоки, те, кто пережил кризис, те, кто не утонул в кредитной болезни. Вы все равно зарабатываете деньги, развиваетесь, вам нужно больше прибыли, кто-то стал публичным, чтобы акции росли – показывать положительные тренды. Я понимаю 2010г. у кого не хватало денег, они где-нибудь их найдут, возьмут, но что будет в 2012-2013г.?

Если в 2008г. я делал шесть проектов в месяц, мы придумывали шесть торговых центров в месяц, я летал в шесть городов, защищал концепции торговых центров. Кто-то их строил, кому-то говорил, что строить не надо, но не важно, потому что сегодня я в месяц закрываю один объект в лучшем случае. И это общий тренд, и в половине случаев закрытого моего проекта, это отказ в строительстве торгового центра, потому что, либо место не то, либо окупаемость стремится в бесконечность. Поэтому вопрос, как будет развиваться ритейл в 2012-2013-2014г. ? Даже если сейчас внезапно найдутся деньги и профессиональные девелоперы, которых можно пересчитать на пальцах двух рук, то и они построят в лучшем случае через три года. Сейчас, как раньше, торговый центр за год не построишь, все сложнее, все более правильно, и рынок стал у нас цивилизованнее после кризиса. Предлагаю блиц – что вы будете делать в 2012-2013-2014г. ?

Николай Юськив:

— Мы надеемся, что девелоперы проснуться, но, конечно, это пугает. 2012-2013г. нас пугает очень сильно. Если говорить о малом формате магазина 200-300 кв.м., то по-прежнему успешные ритейлеры будут стремиться к стриту, от этого никуда не деться. Потом у нас большое количество неквалифицированного ритейла, будет замена, как она происходит сейчас. Менее заметные и неуспешные ритейлеры будут потихоньку катиться вниз, если условно говоря, региональные торговые центры представляют нарезку из 50-метровых магазинов, то сейчас приходит федерал или серьезный оператор и просто берет две-три секции, уплотняет и садится на это место. Я думаю, два-три года такая тенденция будет продолжаться. Вопрос лишь в решимости идти в такие комплексы. Но, к сожалению, темпы упадут, но не дай бог, ритейлу опять придется заняться девелопментом. Но как выход — этот момент остается.

Алексей Могила, директор департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty:
— Я думаю, что по истории, которую мы наблюдаем сейчас, как это двигается, думаю все равно где-то 80% из тех проектов, которые будут, это будет стрит-ритейл. И Москва и регионы. Тем более, что у регионов потенциал в этом плане очень хороший. Это и первые этажи и пристроенные помещения, старые универмаги, различные магазины, которые вполне подходят под размещение магазинов. Я думаю, что в ближайшие два года мы не увидим всплеска строительства торговых центров, потому что рынок не терпит пустоты, я думаю, освоение будет двигаться пока в этом направлении. Я думаю, что крупные ритейлеры, такие как «О’Кей» и «Ашан» будут развиваться в плане строительства собственных коробок и часто ритейлу придется рассчитывать на какие-то прикассовые зоны. Что касается строительства торговых центров, здесь Николай совершенно четко описал тенденцию: строительство 10 000-15 000 кв. м. Так как мы работаем с банками, мы видим уже поток и рекомендуем банкам рассматривать в первую очередь именно такие проекты. Потому что это более понятно и более дешево с точки зрения финансирования. Это возможно без всяких подземных парковок, особенно если это касается каких-то региональных проектов с городами от 200 000 жителей и больше. Это не более двух этажей – простые и понятные объекты, которые можно недорого построить, сделать максимально функциональными без лишних украшений и сумасшедшей архитектуры, с тем, чтобы подходить максимально функционально к этому. И есть такая тенденция, которую приходится объяснять в первую очередь банкирам и ряду девелоперов, что ритейл это не высокомаржинальный бизнес, он близок по экономике к строительству отелей. То что мы с конца 1998-1999г. прошли большой скачок в строительстве, в девелопменте, мы просто догоняли тот объем, который не хватало стране и нашим городам. Сейчас эта история заканчивается, в каких-то городах это близко к насыщению и уже приходится смотреть на конкуренцию более плотно. Поэтому те девелоперы, которые были и которые сейчас рассматривают, не увидят такой доходности. Поэтому это небольшие объекты, которые можно построить за год-полтора и наполнить арендаторами. Он не будет приносить много денег, но будет нормально окупаться в размере пяти-шести-семи лет – это нормальный проект. Я думаю, в ближайшие два года мы увидим такую перспективу – стрит-ритейл, небольшие торговые центры, развитие монобрендов и своих коробок.

0 0 vote
Article Rating
История-945х235
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments