2 декабря состоялся «Retailer conrgress 2010 Торговая недвижимость». Около 200 владельцев и топ-менеджеров розничных сетей, представителей управляющих компаний и девелоперов собрались в Lotte Hotel Moscow, чтобы обсудить планы экспансии в регионы розничных сетей и перспективы развития торговой недвижимости, в том числе в городах с населением менее 1 млн человек. Кроме того, в ходе конгресса состоялось ток-шоу по оценке привлекательности торговых объектов и презентация макета торгового центра «Мечта 2010».
О чем говорили участники первого круглого стола читайте здесь
Темой второго круглого стола стало «Развитие торговой недвижимости в городах с населением менее 1 млн. человек». В числе участников дискуссии были топ-менеджеры розничных компаний — Максим Щёголев, директор по развитию ГК «О’Кей»; Валерий Симанов, операционный директор по развитию «М.Видео»; Евгений Сапфиров, директор по развитию «Рив Гош»; Георгий Николайчик, председатель совета директоров ГК «Буду мамой»; Игорь Васюков, исполнительный директор «Посуда Центр»; Антон Титов, генеральный директор ГК «Обувь России»; Дмитрий Чуйков, начальник отдела развития Ecco в России, Алексей Храбров, директор департамента по управлению недвижимым имуществом сети «Метрика»; а также представители девелоперских, брокерских и консалтинговых компаний — Станислав Хелминский, вице-президент холдинга «Финстрой»; Александр Тарнавский, исполнительный директор «СпецФинПроект-Каскад».
Илья Шуравин, партнер S.A.Ricci / King Sturge; Светлана Яровая, руководитель проектного отдела компании Astera; Олеся Черданцева, руководитель отдела аналитики рынка торговой недвижимости и инвестиций Jones Lang LaSalle.
Модератором дискуссии выступит Иван Федяков, генеральный директор исследовательской компании INFOLine.
Модератор Иван Федяков начал сессию с презентации. Согласно статистике, в городах живет 73% населения России. В городах с населением от 500 000 человек проживает около 40% всего городского населения. При этом в этих городах в 2004-2009гг. строились более 95% ТЦ и ТРК. СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ МОДЕРАТОРА
Первой с докладом выступила Олеся Черданцева, руководитель отдела аналитики рынка торговой недвижимости и инвестиций Jones Lang LaSalle. По ее словам, Москва и Санкт-Петербург не насыщены торговыми центрами по сравнению с Европой. Однако в регионах спрос удовлетворен еще в меньшей степени. Главная опасность для девелоперов — не переоценить этот спрос и не завысить арендную ставку. Олеся Черданцева подчеркнула, что каждый город независимо от населения нужно рассматривать индивидуально.
С ней согласился Максим Щёголев, директор по развитию ГК «О’Кей». «Город городу рознь. Лучше мы откроем меньше магазинов, но в правильных местах», — подчеркнул он.
Алексей Храбров, директор департамента по управлению недвижимым имуществом сети «Метрика», среди приоритетных регионов для развития в 2011 г. назвал Северо-Западный регион (в том числе Архангельскую область), Центрально-Черноземный (Белгород, Курск). Также на следующий год у компании запланирован выход в Краснодарский край — в Сочи и Новороссийск.
Георгий Николайчик, председатель совета директоров ГК «Буду мамой», заявил о планах активно развивать сеть в Москве. «Пока у нас пять магазинов, но мы считаем, что есть потенциал на 20 — 40 магазинов», — пояснил он. По мнению Георгия Николайчика, в 2013-2014гг. начнется активное противостояния ритейлеров и девелоперов. «Ставка должна определяться только рынком, а не тем, сколько девелопер набрал кредитов», — подчеркнул ритейлер. СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ СПИКЕРА
Ему возразила Светлана Яровая, руководитель проектного отдела компании Astera. «Понятно желание арендаторов платить меньше, но торговым центрам тоже нужно жить», — заявила она.
Александр Тарнавский, исполнительный директор «СпецФинПроект-Каскад» обратил внимание присутствующих на то, что большинство торговых центров строятся на заемные средства. При этом для банков предпочтительнее, чтобы договор девелопера и арендатора основывался на проценте от оборота, так как в этом случае указываются прогнозы, а не реальные цифры.
«В малые города идти не только можно, но и нужно», — заявил Валерий Симанов, операционный директор по развитию «М.Видео». По его словам, за 2010г. «М.Видео» открыли 25% магазинов в городах-миллионниках и 30% в городах с населением 250 000 человек. «Главная проблема – отсутствие качественных торговых центров в этих городах. Однако на местах есть бизнесмены, которые готовы инвестировать. Кроме того, мы сами финансируем недостроенные объекты, чтобы потом «сесть» в этом ТЦ», — сказал он.
Станислав Хелминский, вице-президент холдинга «Финстрой» отметил, что девелоперам не к чему привязаться в расчетах при проектировании торговых объектов в регионах, так как нет цивилизованной торговли и нет данных по объемам рынка. «Отложенный спрос существует. Например, жители нефтегазовых городов вынуждены ездить за покупками в Москву и Европу, а доходы у них выше, чем в городах-миллионниках», — добавил он.
Евгений Сапфиров, директор по развитию «Рив Гош», сообщил что в 2010г. компания откроет около 30 магазинов — в Москве, Санкт-Петербурге и регионах. «Все магазины рентабельны», — подчеркнул он. В следующем году ритейлер намерен сохранить темпы развития и открываться в городах с населением минимум от 200 000жителей.
«Экспансия в малые города крайне необходима», — заявил Дмитрий Чуйков, начальник отдела развития Ecco в России. По его словам, компания Ecco провела исследование и выяснила, что 52-53% жителей небольших городов покупают не в своем городе, а в более крупных населенных пунктах. По словам Дмитрия Чуйкова, Ecco была вынуждена закрыть несколько магазинов в формате стрит-ритейл в центре Москвы, так как арендная ставка не соответствует низкому спросу. «В регионах мы также развиваемся преимущественно в ТЦ. Если нет ТЦ, то соглашаемся на стрит-ритейл», — сказал он.
Антон Титов, генеральный директор ГК «Обувь России», назвал 2011г – лучшим временем для развития среднеформатной розницы. Он объявил о планах открыть в следующем году 50 магазинов. СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ СПИКЕРА
Илья Шуравин партнер S.A.Ricci / King Sturge, отметил, что малые города в целом пользуются спросом среди ритейлеров. «Мультимедиа форматы в регионах интересны, но немного ограничены логистикой. Многие представители fashion занимают выжидательную позицию, так как зачастую не могут найти регионального партнера», — сказал он. Он также подчеркнул, что не всегда есть смысл строить огромные объекты, даже в городах с огромным доходом.
«Кризис закончился, люди готовы делать покупки, и на этом строится бизнес», — подытожил обсуждение Игорь Васюков, исполнительный директор сети «Посуда Центр»
Иван Федяков в завершение дискуссии подчеркнул, что все города России позволяют ритейлерам расти, и развитие торговой недвижимости в регионах экономически оправдано. «Сегодня очевидно, что в каждом городе должен быть торговый центр, чтобы горожанам было комфортно жить», — заключил он.