Научно-популярное. Выступление социолога, генерального директора исследовательской компании "Радость Понимания" Александра Новикова: "Куда катится потребитель? Обзор главных социальных трендов современного общества". Первая серия

Дата записи: 2 июля 2010 г. Размер: 73,4 Мб. Продолжительность: 15 мин. 19 сек.

Александр Новиков, социолог:

— Добрый день, спасибо за возможность выступить перед вами. Я расскажу о более привлекательных вещах, о том, как живут люди перед тем, как ходят в магазины. Потому что мы прежде всего люди, а потом уже потребители, покупатели. Хотя вот эта активность занимает все большую часть нашего времени. Может быть, под занавес выступления Вадима Волкова о реформе МВД скажу буквально одну вещь. Мы почти придумали кампанию, которая могла послужить сигналом со стороны структуры, обладающей некой волей к изменениям. Мы придумали серию щитов на улицах города: «Вы хотите гордиться своей милицией? Вы хотите, чтобы милиция вас защищала? Вы хотите, чтобы милиция не брала взятки? Приходите служить в МВД». Понятно. Часть людей никогда там не будет служить, тем не менее всегда есть доля тех людей, которые работают сейчас честно, и есть доля людей, желающих быть в этих органах, но не идущих туда, потому что такого сигнала просто нет.

Я буду говорить о глобальных трендах, о том, как они трансформируются в России, о том как они существуют. Здесь все будет касаться нас как людей, а не как потребителей, здесь не будет конкретных рекомендаций и выводов, может быть полезных для вас напрямую. Это просто почва для размышлений, систематизация наблюдений над тем, что происходит в нашей стране, во всем мире. И формат этого исследования существует как такая установочная часть или инициация последующих семинаров, где мы пытаемся понять, как тот или иной тренд влияет на бизнес нашего клиента.

Сейчас важно разобраться, что такое вообще тренды. Трендами мы называем долгосрочные необратимые изменения в жизни людей. Важно сказать. Что тренд это не мода. Если тренд случился, что он меняет жизнь таким образом, что она уже никогда не возвращается и не может быть такой, какой была до возникновения того или иного тренда. Если появился мобильный телефон, наша жизнь меняется. Если кто-то придумал колесо, то жизнь тоже очень серьезно изменилась, когда возник интернет и все цифровые технологии, что-то тоже изменилось в нашей жизни, а не только технологических приспособлениях.

Есть два источника или драйвера, которые обеспечивают возникновение или затухание тренда: технологические и социогенные. Мы принципиально не занимаемся тем, что объясняем, как возникает тот или иной тренд, поскольку неявных связей,объясняющих появление или развитие социального тренда, очень много.

Я был бы рад, если бы после моего выступления вам в голову пришло что-то полезное для вашего бизнеса. К примеру, для развития интернет-торговли важно не только то, как работает упаковка на полке, но и то, как она работает на экране компьютера. Эти тренды просто помогают ориентироваться в том, что происходит вокруг нас, прогнозировать, как может меняться бизнес под их воздействием, и пытаться прогнозировать какие-то изменения. Этот проект мы делали вместе с Вадимом Волковым, начинали его мы почти два года назад. Теперь переходим к тому, какие тренды вообще существуют.
Мы обнаружили семь трендов, они вполне универсальные, тысячелетние. Мы будем говорить о том, как они разворачиваются в стране. Дифференциация — этот то, что происходит в нашей жизни, во всех ее областях, когда мы становимся все более узкоспециализированными. Есть процесс разделения труда, появляется огромное количество новых профессий, мы теряем простые навыки, люди все меньше пишут рукой, перестают считать устно, появляется муж на час, мы теряем навыки ведения домашнего хозяйства, мы не в состоянии оценить качество продукта без подсказки бренда. Увеличивается доля аутсорсинга, количество вещей, которые мы делегируем другим организациям или людям, увеличивается. Наше тело дробится, и фактически никто не воспринимает наш организм, как единое целое. Появляется огромное количество средств по уходу за различными частями тела, специалисты по различным частям тела. Народная медицина воспринимается как альтернативная и даже эзотерическая. Традиционная восточная медицина, которая рассматривает тело, как единое целое, как вселенную. Происходит специализация регионов. Если раньше вы ехали на Кавказ, вас могли спросить, вы куда — на лыжи, в поход, в альпинисты, на лошадях, то сейчас Эльбрус -то вы сноубордист, Тибет — вы едете просвещаться или просветляться, Турция и Египет, несмотря что там много культурных ценностей, воспринимается как пляжный отдых, если вы едите в Европу, очевидно, вы едите за культурой.

Происходит существенная децентрализация. Если раньше Москва была источником большого количества трендов, в том числе и в маркетинге, то сейчас регионы генерируют огромное количество брендов и трендов, и на рынке, и в ритейле. Появляются бренды общероссийского масштаба, которые вышли не из Москвы и не из Питера. Существует тенденция, когда общероссийские бренды мимикрируют под локальные бренды. Можно говорить о перераспределении сил и власти. Уже сейчас можно многого добиться. И те цифры, о которых говорил Вадим, показывают, что иногда шансы у предпринимателя и у государства, если оно выступает истцом, приблизительно равны. Здесь мы зафиксировали большое количество случаев, когда отельные люди или маленькая группа были в состоянии развернуть огромные силы, в том числе и государственные.

Фрагментация информационного пространства. Фактически никто из нас не живет в едином. Если при фразе «Семен Семеныч!» мы все вспоминаем «Бриллиантовую руку», то у сегодняшних 20-летних фактически отсутствуют коды, которые читаются во всем поколении.

Рационализация — это сокращение издержек. Уменьшается количество времени и других ресурсов, которые уходят на вспомогательные виды деятельности. С точки зрения рационализации, самый главный и мощный тренд — это снэк-культура. Это сильнее всего влияет на то, что нас окружает и в бизнесе, и в жизни. Это сжатие информации и продукта до мгновенного употребления. Растет рынок заведений быстрого обслуживания, увеличивается количество фирм, занимающихся доставкой. Мы стараемся все быстрее-быстрее что-то сесть. Растет доля продуктов, которые удобно есть на ходу. Если говорить о реакции на тренд, усиливается тенденция слоу-фуд — готовить, ценить домашнюю кухню. С другой стороны, если вы видите увеличивается количество кулинарных шоу на ТВ, это признак, что люди все меньше и меньше готовят, им просто интересно смотреть. Это становится развлечением, а не ежедневной практикой. Появляется огромное количество кратковременных курсов, вам предлагают за несколько дней выучить язык. Даже культура презентаций, которая убила культуру научных докладов приводит к тому, что мы можем все показывать и рассказывать только в картинках. Мы надеялись, что из нашего материала вырастет книга, но у нас нет времени ее писать. А у вас никогда не будет времени ее читать. Появляются краткие новости. Сейчас мы смотрим, слушаем и читаем бегущую строку. Фильм «Lie to me» — это первый фильм, где в каждой серии есть две параллельные линии, фактически две серии в одной серии. Даже если в «Мастере и Маргарите» был роман в романе, все равно был момент, когда эти линии сходились, сейчас мы можем видеть два кино в одном.

Укорачиваются права собственности, можно не покупать квартиру, можно ее снимать, этот бизнес растет, и даже офисы можно снимать на какое-то короткое время. Упрощается и рационализируется общение, появляются интернет-знакомства. Об этом хорошо сказал герой Миронова «Вы привлекательная. Я чертовски привлекателен. Чего время терять?». Это было кино. Сейчас это реальность, и люди теряют навык установления контактов в офф-лайн, особенно это касается детей.
Все становится более компактным, с одной стороны. С другой стороны, необходимо совмещение практик, когда в одном месте вы должны комфортно воспользоваться массой услуг — съесть, выпить, закусить, отдохнуть, посмотреть кино и массу всего купить. Сокращается активный язык, появляется смс-культура, она очень сильно развилась и люди не в состоянии писать большие письма и читать их. Все стремится к упрощению, если вы откроете какую-нибудь инструкцию 15-летней давности, то там было огромное количество слов. Сейчас если вы возьмете инструкцию IKEA или даже российскую инструкцию, то количество символов и картиночек будет существенно больше, чем слов. Ток-шоу стало местом дискуссии. Мы перестали разговаривать, мы можем только наблюдать, как другие имитируют дискуссию в формате ток-шоу.

Интуитивность. IPhone оказался таким тоже революционным изобретением , после которого читать какие-либо инструкции стало невыносимо. Люди считают, что все должно быть понятно, как только вы берете что-то прямо в руки. Даже если это сложно понять и не ожидается такого понимания, все ожидают, что это будет интуитивно понятно. Уплотняется пространство, и такое количество информации, которое мы видим на улице уже не возможно читать и воспринимать, тем не менее мы продолжаем не очень умело использовать наружную рекламу, в том числе в супермаркетах и местах продаж.

Гибридизация. Когда мы пытаемся в одном устройстве совместить множество функций. Полисенсорность — мы хотим, чтобы все было не только функциональным, но еще обладало массой привлекательных черт, помимо прямого своего назначения.
По поводу выводов. Эта снэк-культура будет только увеличиваться, скорость не остановится. И к дефициту внимания и времени будут прибавляться деньги, это будет дефицит, который нас не отпустит. И в этом смысле невероятно огромное значение будут иметь удобные навигационные системы, и, конечно, будет огромный импульс для активного развития социальных сетей, которые будут решать, в том числе, вопросы взаимной поддержки людей.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments