2 июля в Kempinski Hotel 5* состоялся третий в 2010 г. конгресс для профессионалов розничной торговли «Retailer congress 2010. Санкт-Петербург».
Как это было — читайте тут
Конгресс начался с приветственного слова участников программного комитета. Александр Павлов, генеральный директор Северо-Западного филиала X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") выразил надежду, что поставщики и ритейлеры после мероприятия станут друг другу немного ближе. Евгений Цивин, генеральный директор Edmins, подметил, что разговор будет результативным только при условии, что он будет предметным. Виктор Гордейчук, президент холдинга “Симтекс” (сети "Техношок", "Счастливый взгляд"), пожелал всем продуктивной работы. Даниил Сомов, управляющий партнер Издательского дома Retailer, обратил внимание присутствующих на книгу «Закон о Торговле в карикатурах и комментариях», выпущенную ИД Retailer. « Первая редакция закона – она уже историческая. Да, затем он будет меняться — в лучшую или в худшую сторону – неважно. Но первая редакция закона останется в истории», — заметил он.
В первой открытой дискуссии "Обзор практик применения Закона о торговле" приняли участие Олег Рыбаков, управляющий ТД "Интерторг" (сеть универсамов "7Я семьЯ", сеть супермаркетов "Идея"); Алексей Бойцов, заместитель генерального директора по Центральной России ЗАО "РегионМарт" ("Поляна", "Чибис"); Марита Коскинен, генеральный директор сети супермаркетов Prisma; Дмитрий Даугавет, эксперт Санкт-Петербургского управления ФАС по Санкт-Петербургу, директор Центра исследования рыночной среды; Алла Петрова, начальник отдела управления ФАС по Санкт -Петербургу; Артем Смоленский, генеральный директор сети магазинов "РайЦентр"; Александр Мальчевский, генеральный директор Союза Независимых Сетей России; Александр Павлов, генеральный директор Северо-Западного филиала X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"); Олег Заков, заместитель генерального директора, директор по продажам Группы "Фацер", "Хлебный Дом"; Александр Кузьмин, генеральный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров; Валерий Кизилов, научный сотрудник и руководитель проекта по исследованию отраслевых рынков Экспертного Института ГУ-ВШЭ, соавтор доклада "Развитие розничной торговли в РФ в контексте принятия Закона о торговле"; Иван Смирнов, партнер юридической фирмы "Бейкер и Макензи — Си-Ай-Эс"; Иван Федяков, генеральный директор исследовательской компании INFOLine; Евгений Назаров, генеральный директор Vigor Trade (поставщик бытовой техники Vigor); Сергей Спасеннов, партнер, руководитель Санкт-Петербургской практики юридической компании "Пепеляев Групп".
Александр Павлов (X5 Retail Group), рассказал, что X5 стремится беспрекословно соблюдать закон, в каких-то моментах даже перестраховываясь. Топ-менеджер отметил возросший объем информации, которую нужно предоставлять для проверок: «Нам пришлось увеличить штат. Порой проверяющие органы в сжатые сроки требуют такой объем документов, что их размеры измеряются коробками».
Артем Смоленский («РайЦентр») рассказал, что закон тоже отразился на работе их компании, но «РайЦентр» «стоит за спиной лидеров отрасли». Топ-менеджер выразил надежду, что закон будет направлен на то, чтобы и ритейлерам, и поставщикам стало проще работать, а не на то, чтобы осложнить всем жизнь. «Рынок должен быть саморегулируемым», — добавил он.
На вопрос Ивана Федякова, генерального директора агентства INFOLine, об изменении числа поставщиков после вступления закона о торговле, Артем Смоленский ответил, что новых поставщиков у сети не появилось: «Закон не меняет взаимоотношений – он упорядочивает, усложняет, упрощает сложившиеся отношения, а не устанавливает новых. Я не знаю ни одного поставщика, которому до этого "не работалось", а сейчас он резко пошел в гору».
Александр Павлов рассказал, что сейчас много новых поставщиков обращаются в X5 с предложениями о сотрудничестве. В компании с лета 2010 г. работает система электронных торгов. «Выиграть торги может любой поставщик, предложивший лучшие условия».
Алексей Бойцов, заместитель генерального директора по центральной России компании «Система РегионМарт», рассказал, что с новым законом у компании появилось больше поставщиков: «Они идут к нам, понимая, что мы будем «мягче» работать, чем федералы».
Валерий Кизилов (ВШЭ) добавил, что после введения закона поставщики не могут сказать, что им стало легче работать, а потребители, что цены снизились . «Одной из главных предпосылок закона было утверждение, что ритейл имеет монопольную власть, которую он может навязывать поставщикам и потребителям. Поэтому и были придуманы ограничения, чтобы ее уменьшить».
Дмитрий Даугавет, отметил, что, несмотря на то, что он представляет УФАС, он "не будет набрасываться на выступавших". Согласно первичным исследованиям ФАС, на рынке есть признаки злоупотребления властью крупными сетями. «И вместо того, чтобы уточнить антимонопольное законодательство и ограничить эту власть, придумали закон с кучей ненужных ограничений для всех сетей».
Затем между участниками завязалась дискуссия о монополии на рынке среди производителей. Почему ее не ограничивают? Что считать монополией?
Александр Кузьмин, генеральный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров, обратил внимание участников круглого стола, на то, что дискутировать и предлагать решения нужно было до принятия закона. Он высказал надежду, что, может быть, теперь поставщики и ритейлеры поймут, что они находятся по одну сторону баррикады.
Артем Смоленский («РайЦентр») поддержал мысль Александра Кузьмина, отметив, что на полках не будет лишнего товара, который может просто простаивать. «Хотелось бы, чтобы доля таких ненужных потребителю товаров сократилось, а они не «просовывались» в сеть под прикрытием закона.
Иван Смирнов ("Бейкер и Макензи — Си-Ай-Эс) рассказал участникам об особенностях исполнения каждого пункта закона «О торговле»; о практике, сформированной высшим арбитражным судом.
Александр Мальчевский, генеральный директор Союза Независимых Сетей России, отметил — для членов Союза закон оказался очень полезен, он «выравнивает условия между крупными, средними и мелкими ритейлерами».
Алла Петрова (ФАС) рассказала о нюансах применения закона «О торговле», которые управление видит со своей стороны.
«Закон не изменил основные цели ритейлеров и поставщиков – зарабатывать деньги», — заметил Олег Заков ("Хлебный Дом").
Все участники дискуссии пришли к общему мнению, что закон «О торговле» наконец-то посадит поставщиков и производителей за стол переговоров. Участникам рынка нужно научиться жить с законом и постараться сделать все для его изменения в лучшую сторону. Чтобы зарабатывать деньги, избегать штрафов и административного давления и сетям, и крупным поставщикам, и мелким игрокам придется искать компромиссы.
Все новости о конгрессе читайте в специальной группе на Retailer.RU