Круглый стол «Тренды розничных продаж в 2010г. Прогнозы на 2011г.». Пятая серия
Дата: 1 декабря 2010 г., длительность: 16 минут, размер: 95.4 МБ
Евгений Цивин, генеральный директор сети аксессуаров Edmins:
— Я предварю последнее выступление в нашем блоке Ивана Федякова ответом на вопрос, который повис в воздухе: «Вы поняли, где вы сидите?». И чтобы ему не казалось, что мы совсем плохо сидим, я вам дам свежие цифры по компании Edmins за ноябрь 2010г. Итак, Like for like, то есть мы говорим не о новых магазинах, а только о старых. Рост в рублях по ноябрю 2010г. относительно 2009г. Москва – плюс 4,3%, Питер – 23,57%, регионы – 11,35%. Итак, слово предоставляется Ивану Федякову, генеральному директору INFOline.
Иван Федяков, генеральный директор INFOline:
— Спасибо за такое подробное представление. Вы мне немного облегчили задачу. У нас форум посвящен экономике, и я приготовил небольшой доклад, который больше имеет отношение к экономике в целом и к ритейлу в частности.
Агентство INFOline существует уже более десяти лет, мы занимаемся оказанием информационных и консалтинговых услуг, обслуживаем крупнейших производителей, поставщиков, ритейлеров нашей страны и зарубежные компании. Конечно 2009-2010г. был, безусловно, сложным тяжелым для всех нас, для вас, для нас как потребителей, для всех. Но ключевой вопрос такой «а был ли кризис?». Мы много говорим слово кризис, а был ли он в реальности? Цифры, которые вы показываете сейчас, уже подтверждают мне то, что я предполагаю.
Что мы видим за последние годы по розничному товарообороту – мы наблюдаем с 2005 по 2008г. прирост 15-29% ежегодно. Это огромные темпы и понятно с чем это было связано, было множество на то положительных причин. В тот период, когда мы с вами стали говорить слово кризис, мы наблюдали резкий провал рыночного товарооборота. Он сократился до своих минимумов в 2009г. и с этого периода начинает постепенно возрастать. Все это ощущали на показателях деятельности своих компаний. Что же касается текущего момента – достаточно интересно, что в сентябре мы наблюдаем значительное замедление этого роста. Начинает серьезным образом играть то восстановление второго полугодия 2009г. По сути, мы смогли компенсировать провалы 2009г. и выйти в 2010г. на тот же самый уровень. По сути, мы сейчас выходим на уровень 2008г. в лучшем случае, и вряд ли в ближайшее время у нас появятся какие-нибудь дополнительные источники для серьезного роста. 15-20% роста, скорее всего, не будет, сейчас он замедлился. А в сентябре относительно августа он сократился на 2%, причем в фуд-ритейле на 1,9%, а в нон-фуд сегменте на 2,6% относительно августа. Здесь же показатели относительно предыдущего года изображены на графике.
Интересный момент, связанный с влиянием так называемого кризиса. Что происходило в экономике, что происходило с деньгами у населения? Обратите внимание – на графике показаны динамики кредитов и динамики депозитных вкладов населения. За 2008г. прирост потребительских кредитов был колоссальный почти 1,5 трлн. Рублей было выдано кредитами, причем это вообще все кредиты, а если мы говорим об ипотеке, которая должна составлять очень серьезную долю, это всего 20% в портфеле кредитов банков, а в основном это были потребительские кредиты на различные цели. Темпы были очень высокие, во многом это позволило рознице в2008г. показать лучшие свои цифры, лучшие свои данные. Постепенно подрастали вклады, это скорее было обусловлено ростом потребительских доходов. Когда мы начали все говорить слово «кризис», начались эти панические настроения у населения, у потребителей и у самих ритейлеров. В результате чего кредиты в 2009г. начинают резко сокращаться, не только их реже стали выдавать, а идет процесс погашения кредитов, население отказывается от этой формы финансирования своих покупок. И так продолжается до второго квартала 2010г. В этот же период резко возрастают вклады населения в банках, то есть мы говорим о росте накоплений и как следствие, накопления в банках оказались достаточно выгодными, потому что подняли депозитные ставки, и доверие к банкам в этом период у населения было достаточно хорошим.
Таким образом, из розничного товарооборота было вымыто порядка 2-3 трлн. рублей исходя из этих двух векторов — вектора накопления и вектора погашения кредитов. Что интересно, что уже с середины года и в третий квартал мы резко наверстали упущенное по кредитам, и вернулись на эти пиковые показатели. Таким образом можно подумать о некой причинно-следственной связи. Что же касается московского и петербургского регионов, то в среднем на текущий момент на жителя этих регионов приходится порядка 70 000 руб. на человека в Москве и в Питере порядка 56 000 руб. Но мы говорим обо всех людях, то есть и о младенцах, и о пенсионерах, то есть это средняя цифра. Это кредиты. Это такой объем задолженностей населения перед банками, которые мы сейчас имеем. Это тоже нужно учитывать, потому что сейчас эта цифра растет, и рано или поздно придется платить по счетам.
Кто же от этого процесса выиграл? На мой взгляд, от этого процесса выиграла сетевая торговля, в первую очередь, те представители, которые здесь присутствуют. В текущий момент в нас нет этого безудержного роста, зато на повестке дня встает вопрос оптимизации, встает вопрос повышения эффективности, те вопросы, которые именно сетевая розница может решать более эффективно нежели традиционная розница. И за тяжелый 2009г. прирост площадей по сетям. Мы следим за 100 торговыми сетями FMCG в ежемесячном режиме, так вот только по продуктовой рознице прирост площадей составил порядка 800 000 кв. м. за 2009г. За тяжелый, кризисный 2009г. Как это происходило? В 2008г. совокупный прирост этих 100 сетей составил более млн. кв. м. Стоит отметить, что доля «Магнита», Х5 была относительно невелика. Если вы вспомните начало 2009г., многие крупные сети пошли на поклон к правительству с требованием предоставления каких-то кредитов, но несмотря на это, прирост за 2009г. составил те самые почти 900 000 кв. м. И доля «Магнита», Х5 стала резко увеличиваться в основном за счет снижения доли других сетей.
В 2010г. за первые девять месяцев мы продолжаем наблюдать эту тенденцию, более того, она опять-таки ускоряется. На долю Х5 и «Магнита» приходится более половины открытий всех торговых площадей. За девять месяцев 2010г. Открыто 600 000 кв. м., но я думаю, что по итогам 2010г. мы однозначно перекроем показатели 2009г. по приросту торговых площадей этого формата, потому что традиционно все открытия приходятся на конец года. Что такое 900 000 кв. м. — это совокупный объем площади такого города миллионника как Уфа. Вот на этот объем в тяжелый период компании смогли прирасти. Конечно, на текущей момент концентрация, мы говорим о рознице FMCG, находится на очень низком уровне. Мы слышали сегодня по фармацевтике процент концентрации крупных игроков в розничном товарообороте. Россия здесь находится в начале пути, но даже несмотря на это, если вернуться к предыдущему графику, на топ-5 сетей FMCG сегмента приходится порядка 3,5 млн. кв. м. Это сопоставимо с совокупной торговой площадью всех оставшихся 95 торговых сетей, чуть меньше, 3,8 млн. кв. м., а по выручке они уже серьезным образом обгоняют. Топ-5 обгоняет все оставшиеся 95 сетей.
Для сравнения крупные цифры, сеть Х5 Retail Group — 275 млрд. рублей, а платежные системы «Киви», которыми пользуемся мы с вами, оплачивая телефоны и т.п. смогла сгенерить выручку 350 млрд. рублей. Потенциал для роста, конечно, еще огромный.
О тех цифрах, тех тенденциях, которые были в 2010г. За девять месяцев 2010г. те сети, которые отчитываются, показывают безусловный прирост, здесь, и в абсолютных числах прирост чистой выручки достаточно велик и по показателям like for like прирост достаточно хорош. Но стоит отметить, что возрастает конкуренция. В этом году уже по «Карусели» показатель like for like отрицательный. Причем в Петербурге, в одном из небольших регионов этот показатель был отрицательным на 20%. Петербурский рынок, который перенасыщен гипермаркетами (у нас их больше, чем нужно на текущий момент) как раз продемонстрировал эту конкуренцию. Падение достаточно серьезное, причем, падение наблюдалось по году, потому, что в начале года падение like for like у «Карусели» было минус 13%, а уж за девять месяцев — минус 20%. Интересные данные по «Дикси». У них с одной стороны прирост like for like достаточно хороший, но для сравнения, в тех магазинах, которые были открыты в начале 2008г., там прирост всего 1%.
Евгений Цивин:
— По поводу «Карусели» хотел бы сказать, что в параллельной «Ленте», в которой, как мы понимаем, есть серьезные проблемы корпоративного управления, like for like растет и, наверное, дело не в рынке и не в перенасыщенности, а в каких-то управленческих ошибках менеджмента Х5 по управлению сетью «Карусель».
Иван Федяков:
— Здесь целый ряд факторов играет свою роль. Это, во-первых, конкуренция. С конкуренцией многие сети у нас пока не умеют работать, не умеют справляться. Это в том числе возможные ошибки по программе лояльности, которые были реализованы как раз в период кризиса. Допустим, отказ от скидочной системы, Андрей рассказал, что в «Ригле» тоже подобная схема была отработана, но этот отказ для продуктовой розницы оказался скорее в минус, чем в плюс. Потому что в «Ленте» программа скидок осталась, потребителю это понятно. Ему не всегда понятно, что за бонусы, что за перспективы у него будут в будущем, он просто хочет получить скидку, пользуясь каким-то одним и тем же магазином. В «Каруслели» от этого отказались и получили определенный отток потребителя. Причем показатель like for like это в комплексе, это снижение и трафика, и среднего чека. Но выводы пока еще делать рано, мы должны получить итоги года и тогда, сможет проанализировать те действия, которые предпринимали компании.
И в заключение хочу сказать что очень интересно, что многие из тех, кто сегодня выступал, говорят о том, что пришло время повышать эффективность, пришло время решать вопросы с собственными торговыми марками, с категорийным менеджментом, те вопросы, которые в принципе нужно было решать всегда. Сейчас это выходит на первый план на фоне того, что рост в экономике замедлился, рост в розничном товарообороте будет не таким высоким, как раньше, он будет значительно ниже. Даже государственные органы дают прогноз на ближайшие три года не более 3-5% в год прирост розничного товарооборота. И в этой ситуации всем необходимо думать об эффективности, всем решать вопросы отдачи от тех ресурсов, которые мы имеем. А по поводу регионов, я думаю, у нас еще будет возможность поговорить и подискутировать, что же там в регионах происходит. Все, спасибо.
Евгений Цивин:
— От имени всех присутствующих позвольте поблагодарить участников этого квадратного или вернее прямоугольного стола и пожелать всем удачи в управление своими непростыми проектами в условиях близкого к стагнации, 3-5% роста рынка, ожидаемого в 2011г. Спасибо большое!