Круглый стол "Предварительные итоги 2008 года". Первая серия

Круглый стол "Предварительные итоги 2008 года". Первая серия

Дата записи: 13.02.09. Размер: 55,4 Мб. Время: 17 минут 10 секунд

Даниил Сомов (совладелец ИД Retailer): Коллеги, поделитесь радостями ушедшего года.

Андрей Яковлев (генеральный директор, "Глобус Гурмэ"): Если говорить про статистику, то итоги января нас радуют. И это подтверждает наши догадки о том, что кризис повлияет, прежде всего, на среднеценовой сегмент. Наша компания работает в высоком ценовом сегменте, и есть надежда, что люксовый сегмент не пострадает. Возможно, он не будет прирастать, как раньше, но и не будет убывать, как сейчас происходит со средним сегментом.
Понятно, что выиграют дискаунтеры (я сейчас говорю про прородуктовый ритейл). И действительно, по нашим наблюдениям и по статистике, наибольший спад сейчас чувствуют именно сети, торгующие в среднеценовом сегменте.

Кризис — прекрасное время, которое расставит все по своим местам

Наша компания в данный момент заморозила развитие, потому что развивалась, в том числе, и на заемные деньги. А под 25% годовых сейчас нет никакого экономического смысла что-то делать.

Также мы начали «бороться» с собственниками помещений. Я, возможно, несколько жестко говорю, но последние 10 лет мы подчинялись их условиям. Собственники диктовали рынку и ставки, и условия. Хотя, конечно, все мы «в одной лодке» и являемся партнерами. Сейчас обратная ситуация: ритейлерам стало проще, особенно если это продуктовые сети, которые являются «якорями» в торговых центрах. Там, где «Глобус Гурмэ» не сможет договориться а арендодателями, будем закрывать магазины. Это печально, но как говориться, лучше отрезать у дерева ветку, чем все дерево загубить.

Компании, которые выживут, обретут другой взгляд на бизнес

А в целом, я считаю, что для бизнеса кризис — это хорошо. Потому что появилось время остановиться, оглянуться и задуматься об эффективности, а не о том, как быстрее ухватить кусок рынка, открыть очередной объект, выйти в еще один регион. Кризис — прекрасное время, которое расставит все по своим местам. Компании, которые выживут, обретут другой взгляд на бизнес.

Андрей Федотов (генеральный директор, "Ромир Панель"): Премиальному сегменту действительно тяжело, но он не падает. Действительно есть большое количество высокодоходных семей, и они сейчас в 1,5-2 раза увеличили свои повседневные расходы.

Немного забегая вперед, особенно накануне Дня святого Валентина, хочется вспомнить пословицу: «Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда». Она и в кризис остается истиной. Продуктовый ритейл сейчас перераспределяется, и российский потребитель сделал все, чтобы в конце минувшего года в торговле был "кэш". Я бы сказал, потребитель может даже "прыгнул выше головы". И это показывают не только наши данные, но и многочисленные публикации. То есть задел для того, чтобы выйти из кризиса хороший, а остальное — в руках ритейлеров.

Мы сознательно форсируем ввод новых складов, чтобы полностью перейти на работу с производителем напрямую

Федор Рыбасов (вице-президент, ГК "Дикси"): Наша сеть ориентирована на регионы, хотя и в Москве, и в Санкт-Петербурге мы, конечно, присутствуем. Прошлый год для нас был, наверное, одним из самых удачных за всю историю группы компаний. Рост составил более 30% по обороту, было открыто более 100 новых магазинов. Также мы сделали очень много, чтобы улучшить свою логистику. Причем очень вовремя, так как в четвертом квартале 2008 года столкнулись с недопоставками продукции, потому что кризис надломил очень многих дистрибьютеров. А в ряде регионов, где основная масса людей работает в градообразующих предприятиях, было ощутимое падение в наименованиях позиций покупки, что сократило средний чек. Хотя в целом, как я уже говорил, продажи выросли более чем на 30%. Причем открытие новых магазинов пришлось как раз на четвертый квартал, поэтому они не сильно повлияли на рост оборота.

Тем не менее, по своему сегменту мы видим пока не очень оптимистичные тенденции. Главная касается товаропроводящих технологий. Мы сознательно форсируем ввод новых складов, чтобы полностью перейти на работу с производителем напрямую, и этим снять проблему недопоставок.

Нужно отдавать себе отчет в том, что рост продаж, который мы сейчас видим, обусловлен ростом цен

Также, как у же говорил Андрей Яковлев, мы ведем работу с арендодателями. Не смотря на то, что работая в низком ценовом сегменте, мы получали более гибкие условия по договорам аренды.

Я считаю, что кризис обнажил болевые точки. И с ними нужно бороться для того, чтобы быть сопоставимыми с нашими западными конкурентами, которые приходят на рынок и будут приходить все более активно.

Что касается потребительского спроса, очевидно, что сейчас увеличение суммы чека в абсолютном выражении очень сильно связано с ростом цен, который будет продолжаться и дальше.

Не смотря на большой урожай, который удалось в 2008 году собрать в сегменте сельского хозяйства, есть очевидные проблемы с его хранением. Поэтому даже овощи и фрукты мы закупаем за рубежом, и, естественно, они дорожают. К тому же, если исключить такие города, как Москва и Санкт-Петербург, население остальных городов наиболее чувствительно к изменениям ценового уровня продуктов. Поэтому нужно отдавать себе отчет в том, что рост продаж, который мы сейчас видим, обусловлен ростом цен.

В течении 2009 года наша компания намерена открыть примерно 100 магазинов, в основном через договоры аренды. Хотя, возможно, этот план будет корректироваться, потому что поток предложений по аренде значительно возрос, и есть из чего выбрать, даже с теми жесткими критериями, которые мы для себя сейчас установили.
Развиваемся мы за счет тех операционных потоков, которые бизнес генерирует. Этот год будет посвящен работе «над собой», над эффективностью.

Наталья Передельская (директор по маркетингу, "Пактор"): Сеть "Пактор" работает только в Санкт-Петербурге, и это наше стратегическое решение. В 2008 году мы отказались от идеи развития в регионах с тем, чтобы сохранить свой уникальный формат торговли. То есть то, о чем сейчас говорят коллеги — остановиться, подумать об эффективности — мы это сделали достаточно давно.

"Пактор" как раз занимается эффективной торговлей в среднеценовом сегменте. Итоги года для нас были достаточно хорошими, общий рост составил порядка 25%. Это рублевая выручка, а мы все-таки зависим от евро. Из этих 25% процентов примерно 15 — операционная прибыль. Все остальное за счет внутренних резервов сети — это работа с поставщиками, новые коллекции, работа с персоналом. Хотя, конечно, в декабре 2008 года мы приняли некие меры по стабилизации ситуации. Максимальное количество средств компании было направлено на оплату уже новых весенних коллекций, так что весной и осенью нам будет чем торговать. Таким образом наша компания может позволить себе достаточно долгое время не повышать цены на товары.

Сначала мы звонили и пытались найти хорошие помещения, потом нам начали звонить отделы аренды девелоперов. А затем эти люди куда-то пропали. Они уволились или их уволили. Не могу скрыть злорадство. Потому что все эти годы они издевались над нами

Вадим Яроцкий (генеральный директор, "Позитроника"): В прошлом году мы били полностью франчайзинговой сетью, а в декабре открыли собственные магазины.

Если говорить о старых магазинах, то выручка в четвертом квартале 2008 года упала на 30%. Мы традиционно считаем в долларах, поэтому примерно одна половина из этих 30% приходится на инфляцию, а другая половина просто на снижение спроса.

Поддерживаю коллег, что снижение спроса происходит в основном в промышленных регионах, например в Магнитогорске. Также мы столкнулись со всеми «прелестями» общения с арендодателями по поводу снижения арендных ставок. Я с радостью отмечал тот факт, что сначала мы звонили и пытались найти хорошие помещения, потом нам начали звонить отделы аренды девелоперов. А затем эти люди куда-то пропали. Они уволились или их уволили. Не могу скрыть злорадство. Потому что все эти годы они издевались над нами.

Многие коллеги и партнеры по бизнесу были нацелены на рост и при этом не думали об эффективности и о том, как зарабатывать деньги. И посчитав в конце 2008 года свои балансы, часть из них просто прекратила свое существование

Часть спроса упала из-за снижения потребительского кредитования практически до нуля. У нас в некоторых регионах до четверти выручки приходилось на покупки через потребительское кредитование.

Если говорить про сеть, то она стала гораздо более устойчивой, чем в начале 2008 года. Остались наиболее живучие и эффективные магазины.

Я считаю, что кризис нам поможет. Многие коллеги и партнеры по бизнесу были нацелены на рост и при этом не думали об эффективности и о том, как зарабатывать деньги. И посчитав в конце 2008 года свои балансы, часть из них просто прекратила свое существование. И я приветствую такую тенденцию. Потому что жить на рынке, где ты хочешь зарабатывать деньги, а другие компании нет, очень сложно. Когда уходят те, кто не хочет зарабатывать, становится гораздо легче жить.

Что удивительно, примерно в январе 2009 года мы увидели всплеск спроса на так называемые инвестиционные товары. Например, на большие плоско-панельные телевизоры. Видимо люди, не зная куда деть деньги, понесли их в магазин. И мы существенно перевыполнили план по выручке. Правда это привело к тому, что сейчас мы имеем дефицит.

Мы переживаем уже третий кризис, из тех, что я помню. И я думаю, что он не последний, и хочу встретить четвертый и пятый.

Участники круглого стола: Ольга Мещерина, член совета директоров, «Улыбка Радуги»; Владимир Слепов, генеральный директор, «Коралл»; Ирина Никифорова, президент, Zimaletto; Вадим Яроцкий, генеральный директор, «Позитроника»; Федор Рыбасов, вице-президент, ГК «Дикси»; Денис Котов, генеральный директор, основатель, «Буквоед»; Сергей Белец, генеральный директор Краснодарского и Волгоградского филиалов ТД «Корсо-Эксперт»; Александр Некипелов, генеральный директор, «Бельпостель»; Андрей Яковлев, генеральный директор, «Глобус Гурмэ»; Андрей Федотов, генеральный директор «Ромир Панель»; Владислав Егоров, председатель совета директоров, АБК; Даниил Сомов, совладелец, ИД Retailer; Михаил Иващенко, генеральный директор «Компьютер-центр «Кей»; Наталья Передельская, директор по маркетингу, «Пактор»; Аркадий Пекаревский, совладелец и вице-президент, корпорация Sela.

Круглый стол «Предварительные итоги 2008». Вторая серия

Круглый стол "Предварительные итоги 2008 года". Третья серия

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar