Круглый стол «Сверхсокращение издержек. Как уменьшить стоимость полки». Третья серия
Дата записи: 14.02.09. Размер: 67,2 Мб. Время: 22 минуты 43 секунды

Владимир Слепов (генеральный директор, «Коралл»): Я рассказывал про бабушек, но есть еще одна прослойка покупателей – это студенты, которые не против прийти подработать на 2-3 часа в день. Единственное, при условии, что это постоянно.

Сергей Белец (генеральный директор волгоградского и краснодарского филиала, ТД «Корсо-Эксперт»): Я не знаю у кого как, но у меня достаточно тяжеловатый опыт работы со студентами. Потому что с «не до конца созревшими» личностями тяжело работать — он либо с фанатизмом начинает продавать только то, на чем хорошо зарабатывает, либо чем-то увлекается и тогда начинает всем «втюхивать» свое увлечение.

А вот бабушек 50-55 лет можно поставить на мелкий быт. Они действительно покажут и расскажут все о чайниках, соковыжималках и т.п. Они действительно торгуют очень хорошо. А студенты торгуют только ноутбуками, и только если «отморожены» на всю голову этими ноутбуками — тогда у них кое-что получается.

Георгий Николайчик (председатель совета директоров, «Буду мамой»):   У нас другая была проблема, и я думаю, что сейчас она решится. У нас все продавцы работают по графику два через два. И мы долго пытались перевести их на скользящий график. Чтобы приходили не к 10 часам (когда открывается магазин), а к 12. То есть, чтобы в часы наибольшего пика в зале было достаточное количество продавцов, потому что утром делать нечего. И у нас ничего не вышло.

Причем люди увольнялись целыми магазинами, особенно в регионах. И говорили, что им не нужно повышать зарплату, ничего не нужно, только график два через два, потому что у всех семьи, дорога и т.п. А вот в нынешних условиях все сразу замолчали, и мы поэтапно начинаем вводить эту схему работы. Это тоже борьба с издержками, потому что когда человек стоит и ждет когда освободится продавец, чтобы ему помочь, некоторые женщины бросают все и уходят. Больше 15 минут покупатель не готов ждать, чтобы к нему подошел продавец. И правильно, что они бросают все. Потому что они деньги платят не за джинсы, которые реально стоят гораздо меньше, чем на ценнике, а за то, чтобы  их обслужили.

Сергей Белец: У меня получилось очень лояльно решить вопрос с персоналом. Дело в том, что в течение прошлого года мы переходили на базовую валюту учета – рубль. И я зарплаты пересчитал по 26-30 рублей за доллар, хотя в то время курс был 23 рубля. По-этому поводу господа акционеры мне долго «ели мозг» причем такой большой железной ложкой. Зато теперь ни один из топ-менеджеров не возмутился из-за того, что когда-то он договаривался о зарплате в долларах. Потому что ты к людям по-хорошему, и они к тебе также.

Владислав Егоров (председатель совета директоров, АБК): Мне столько много интересного рассказали сегодня. Я теперь понял, кто в ходе глобализации захватывает наши сети. Мало ли, что нет возможности договориться с продавцами, не страшно. Но вопрос не в этом. Я хочу сказать о своем опыте. Мы все встали перед страшной дилеммой. Очень неприятно людей увольнять. Мы все были счастливые, когда брали людей на работу. Тогда все было «классно». Но иногда, к сожалению, случаются ситуации, когда людей нужно увольнять. Мы можем сколько угодно себе повторять, что все будет хорошо, но дело это не меняет. Мы решили эту проблему очень просто. Своим сотрудникам мы сказали: друзья, у нас есть проблема, нужно снизить фонд заработной платы на 10%. Неважно как мы это сделаем. Мы можем всем сотрудникам уменьшить зарплату на 10% или кого-то уволить. Решайте сами. Через какое-то время к нам пришли сотрудники и сказали, что в компании есть «балласт». И они сказали, что не хотят из-за тех, кто плохо работает, получать меньшую зарплату.

Сергей Белец: На самом деле это же чудовищно.

Владислав Егоров: Так вот, пришли сотрудники, и сказали, что они не согласны. Причем хорошие сотрудники. Они не хотят получать меньше, потому что они работают хорошо. Кстати, кто-то вчера тут уже о подобном говорил, что из 15 человек отдела оставил трех и поднял им зарплаты в два раза.

То есть хорошие сотрудники считают, что они не должны получать меньше из-за раздолбаев от которых ноль отдачи.

Я честно скажу, я социально настроенный человек – я всегда против увольнений. Но тут ситуация, что сотрудники сами понимают, что лучше они будут работать нормально, но кого-то надо уволить, потому что это «балласт».

Вы можете думать что угодно, но у вас у всех есть «балласт». Он возникает сам собой. Особенно когда работа идет в вялотекущем развитии. Знаете, есть такое выражение: работа занимает все время, которое ей отведено. Дай задачу точить карандаши, и сотрудник будет целый день у тебя карандаш точить. И будет занят этой задачей по уши, и ты будешь думать, ну как же его уволить, ведь некому будет карандаш точить. Это страшно, это бесчеловечно, это проблема. Но никто не справится с ней лучше, чем ваши сотрудники сами. Я говорю о принципе, который у нас работает.

Георгий Николайчик: Это правильно. Но это может быть бесконечно. Потому что на этом издержки не закончились. Я согласен, когда людей в такие условия ставишь, то приятнее это чьими-то руками сделать.

Владислав Егоров: Я не говорю о том, что мой опыт идеальный. Все мы тут можем быть хорошими, красивыми и ласковыми. Но бизнес есть бизнес. Я вчера утром пожелал всем наесться медвежатины, и если вы не хотите, чтобы кризис вас «сожрал», нужно отключить сентенции. Если не хотите заниматься бизнесом, пожалуйста, пишите стихи. Бизнес – это жесткая вещь. Поэтому я советую вам абстрагироваться от некоторых вещей. И возможно, что «Буду мамой» станет тем монстром, который съест все сети, который  съест все, в том числе и  Х5 Retail.

Но иногда нужно дать своим сотрудника самим определить кто из них лишний. Если вы понимаете, что вам нужно сократить издержки в фонде заработной платы – дайте возможность персоналу определить, кто лишний. Я тоже думал, что мне все скажут, что никого не нужно увольнять. Ведь 10% — это небольшая сумма. Человек может обойтись без нее. Но пришли люди и сказали, что они заберут у кого-то задачи, что есть лишние. Я не придумываю, они сами пришли.

Это один момент. Второй момент. У нас есть очень интересное свойство. Первое на чем мы начинаем экономить – это реклама. Но это неправильно. В кризис нужно продвигать товар в два-три раза интенсивней, чем до кризиса. Сделайте товары более яркими, красочными, усильте рекламу в два раза. Звучит странно, но реклама — это экономия средств.

Кто бы мне не сказал из хозяев бизнеса, что он знает, чем занимается каждый сотрудник, я не поверю. Не вводите себя в заблуждение. Когда бизнес развивается спокойно, появляются люди, решают задачи, вы их не контролируете, и я не контролирую. Я не хочу сказать, что хозяева ничего не делают. И это нормально, что появляются люди, которые непонятно что делают. А кризис — это возможность навести сейчас везде порядок. Это не значит, что каждого третьего нужно выгнать на улицу. Дайте возможность персоналу самому внутри себя разобраться. Я не знаю, как поставить такую задачу, но это можно сделать.

Георгий Николайчик: Сейчас наступили такие времена, что основной костяк сотрудников компании работает давно, люди сработались. Не надо объяснять им, что нужно урезать зарплату. Люди сами это понимают. Достаточно просто сказать, что повышения зарплаты не будет, о нормированном рабочем дне можно забыть, работы будет больше. Проходит месяц, начинают приходить люди, которые говорят, что в их отделе есть люди, которые работают плохо. Эти сотрудники понимают, что в компании проблемы, нужно снижать общие издержки. И предлагают либо заставить этого человека работать, либо решить вопрос как руководителю. Поэтому я согласен с Владиславом.

Сергей Белец: У меня все лежало на поверхности. Сократилось большое количество кредитов в банках. И у меня был большой отдел, который занимался сопровождением этих кредитов. Я их сократил. Зачем они мне, если кредитов не дают.

А вот склады – это проблема. Потому что я не понимаю, что тут происходит, кто все эти люди, и зачем мне все это.

Реплика из зала: На самом деле ситуация может быть такой — это к выступлению предыдущего оратора. Все зависит от того, как вы поставите вопрос. Бывает, что люди настолько привыкли работать в одном коллективе, что когда приходит человек, который может принести уникальную идею, они этого сотрудника просто «съедят».

Георгий Николайчик: Я абсолютно согласен. Обычно это происходит с управляющими магазинов. В магазине работает коллектив из  10 человек во главе с заведующей. Как правило, у нее есть свои приближенные, у тех еще кто-то. Это тоже система иерархии, хоть и из 10 человек. Слава богу, трудовой поруки нет. Есть директор по персоналу, у которого на каждого человека есть досье. Никто не «стучит», но, тем не менее, когда нужно было сокращать, мы говорили, вот у вас есть шесть человек, должно остаться четыре — решайте сами.

Сергей Белец: Есть система KPI. Я по ней работал, когда продавцы получали персональные бонусы. Я был уверен, что всех отлично мотивирую. А оказалось, что они получали эти бонусы, скидывали их обратно в общую кассу, а потом директор магазина опять их делил по своему усмотрению.

Георгий Николайчик: Есть директор по персоналу, который за это отвечает, и она уже принимает решение, визировать это или нет. Но вы поймите, невозможно разбираться в каждом случае. Система сама настраивается.

Если после сокращения в магазине осталось четыре человека, а показатели продолжают снижаться, значит нужно менять заведующую. И заведующая знает, что следующей кандидатурой на уход будет она. Нет идеальной системы.

Владислав Егоров: Есть системы близкие к идеальным. Есть.

Участники круглого стола: Сергей Белец, генеральный директор волгоградского и краснодарского филиалов, ТД «Корсо-Эксперт»; Вадим Яроцкий, генеральный директор, «Позитроника»; Владислав Егоров, председатель совета директоров, АБК; Даниил Сомов, совладелец, ИД Retailer; Георгий Николайчик, председатель совета директоров, «Буду мамой»; Владимир Слепов, генеральный директор, «Коралл».

Круглый стол «Сверхсокращение издержек: как уменьшить стоимость полки». Первая серия

Круглый стол «Сверхсокращение издержек: как уменьшить стоимость полки». Вторая серия

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar