Дискуссия «Учитесь плавать. Опыт успешных M&A». Первая серия

Дата: 14.02, время: 24 мин 21 сек, размер: 72 Mb

Владислав Гетта (вице-президент, департамент клиентских отношений, IBRG): Давайте начнем. Хочу обратить внимание, что эти сделки произошли в начальный период кризиса. Это буквально конец прошлого года. Я думаю, что в текущей ситуации надо рассматривать кризис, как новые возможности.

Начнем с Михаила Уржумцева. Это сделка о покупке сети Taxi.

Михаил Уржумцев (генеральный директор, «Мэлон Фэшн Груп» (Zarina, befree, Taxi): Здравствуйте, прежде чем рассказать о сделке с Taxi, я представлю нашу компанию, чтобы было понятно о каком бизнесе идет речь, в каком сегменте мы работаем.

Компания «Мэлон Фэшн Груп» была до недавнего времени была относительно известна на рынке ритейла двумя торговыми сетями женской одежды: Zarina и befree. На протяжении последних 2-2,5 лет в компании «Мэлон Фэшн Групп» была принята программа серьезной экспансии. Рынок рос и каждый в меру своих возможностей и амбиций пытался укрепиться на этом рынке и завоевать как можно быстрее лучшее место под солнцем. Мы разработали бизнес план, в 2007 г. его утвердили.

В своей стратегии мы приняли решение, о том, что в течение пяти лет совокупное количество магазинов сетей Zarina и befree должно быть порядка 400. Этот бизнес план был разработан менеджментом компании, утвержден советом директоров, акционерами. Мы определили источники финансирования для осуществления этого бизнес плана и вошли в 2008 год с такими амбициозными целями, потому что на тот момент общее количество наших магазинов было 117.

Со стороны рынка были разные оценки этого бизнес плана, эксперты разное предрекали нам. Но потом пошел 2008 г., мы продолжали подписывать договора аренды в торговых центрах. Рынок был очень активный, развивающийся, очень много было торговых центров, которые закладывались. С весны 2008 г. у меня лично появились переговоры с несколькими компаниями по предмету какого-либо совместного сотрудничества в той или иной сфере. Это были компании, работающие в одежном бизнесе. С весны этот процесс так активизировался, но самые предметные переговоры по поводу какого-то дальнейшего сотрудничества у нас пошли с компанией Taxi, с господином Пластининым Ильей Аркадьевичем.

Поскольку предложений было несколько, я естественно не мог не обратить внимание на эту тенденцию на рынке. Мы очень подробно с нашими акционерами, с которыми мы хорошо и открыто общаемся по всем интересующим вопросам, поговорили как нам действовать дальше и какую стратегию выбрать в этом направлении. Остаться ли в тех двух форматах, которые у нас есть и с ними активно выходить на рынок, либо войти в переговоры и посмотреть какие концепции, которые предлагают это сотрудничество, могут быть в дальнейшем интересны для развития «Мэлон Фэшн Груп».

Мы приняли решение пойти по второму пути. И оценив с нашей субъективной точки зрения все те концепции, которые были в переговорах, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день концепция Taxi как сама по себе коммерческая составляющая, которая может быть привлекательна для рынка в дальнейшем, сможет параллельно развиваться с нашими двумя существующими концепциями.

И мы с конца мая очень активно переговаривались по всем вопросам этой сделки, подписывали необходимые юридические документы, делали проверку компании Taxi. Процесс был очень плодотворный и очень интересный. В принципе он прошел без сучка и задоринки. 1 октября сделка совершилась в форме покупки 100% долей компании ООО «Такси стиль». Таким образом первого октября мы могли заявить, что в состав «Мэлон Фэшн Груп» входят три розничные сети: Zarina, befree, Taxi

От Taxi нам перешло 14 действующих магазинов и два договора аренды на площади, которые вводились уже после 1 октября. Таким образом было 16 торговых мест.

С момента сделки прошло более 4 месяцев, хотя мы процессом уже активно управляли с сентября месяца.

Мы предполагали, что с этой концепцией мы можем активно выходить на рынок, и ставить эту сеть в те торговые центры, с кем у нас сложились хорошие отношения, с кем у нас есть история отношений по сетям Zarinа и befree, где мы знаем проходимости. На сегодняшний день в сети уже 24 магазина, то есть за небольшое время мы открыли фактически 10 магазинов с учетом тех двух, которые были в договорах аренды. Сегодняшняя ситуация на рынке торговой недвижимости для этой концепции лучше не придумаешь.

Думаю, что еще интересно отметить то, каким образом происходило слияние команд, наверное, это тоже важный аспект, помимо всех финансовых составляющих. До нашего присутствия все делалось, управлялось компанией «Такси стиль» из Москвы, а наш главный офис находится в Петербурге. Совместно с управлением «Такси стиль» мы приняли решение о том, что все управление и все те люди, которые будут делать эту концепцию, будут сосредоточены в Санкт-Петербурге. В Москве у нашей структуры есть представительство, которое занимается экспансией, поскольку львиная доля торговых центров находится в Москве. Но все управление и создание бренда имеет место в Питере.

На сегодняшний момент все, что стоит за названием Taxi все это делают люди, которые живут в Петербурге. Весь персонал, который занимался созданием бренда Taxi в Москве, так или иначе оставил компанию — никто не переехал. У нас были предложения нескольким людям переехать, но они, наверное, по объективным причинам не смогли этого сделать. Остались те люди, которые работали непосредственно в рознице: управленцы розничных магазинов, продавцы и несколько человек, которые управляют процессом продаж. Мы понимали, что управляемость в двух городах не может быть такой хорошей, как управляемость в одном городе и концентрация в одном головном офисе.

Несмотря на то, что нам задавали очень много вопросов: зачем это сделано, для чего это сделано, зря вы это сделали, время показывает, что это было очень правильное и достаточно своевременное решение. Повторю, что несмотря на все сложности, которые сегодня испытываем, мы все равно будем продолжать ту политику экспансии, которую выбрали. Единственное, мы ее будем корректировать, исходя из той ситуации, которая складывается на рынке.

Вчера господин Хазин говорил, что «время кризиса — это время завоевывания рынка» — эта альтернатива хорошо ложится на нашу стратегию, на наше решение, на то что мы имеем на сегодняшний день.

Если есть вопросы, то я готов на них ответить.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, какое финансовое положение было у Taxi на момент, когда вы их покупали?

Михаил Уржумцев: Я сейчас не буду озвучивать финансовые результаты компании Taxi. Могу сказать, что она не генерировала прибыль совершенно по понятным показателям. Каждый ритейлер по-своему оценивает привлекательность своего бизнеса. Есть какие-то ключевые показатели роста. Когда мы смотрели на компанию Taxi и видели их объемы продаж с одной стороны, с другой стороны видели расходную часть, мы понимали, что нам удастся сохранить те объемы продаж в сети при том, что мы знаем каким образом оптимизировать расходную часть.

Надо сказать, что розничная сеть Taxi небольшая по своему составу. 15 магазинов — это не много. И я плохо представляю, как в те «золотые времена», когда аренда была баснословная, и запросы по зарплатам населения были чрезвычайные, сеть из 15 магазинов могла генерировать успех. Это не возможно ни при каком раскладе, на мой взгляд.

Все бизнес процессы у нас идентичные по нашим сетям. И мы их переложили на плечи специалистов, которые и так этим занимаются, таким образом нивелировали одну часть затрат. При этом мы на сегодняшний день имеем больше рычагов влияния на наших поставщиков, что тоже важно в нашем бизнесе. Эти две вещи превращают компанию, которая не генерирует прибыль, при условии, что мы сохраняем этот объем продаж.

На сегодняшний день нам удается сохранить объемы продаж, затраты на персонал сократились многократно. Затраты на закупки и логистику по закупке сократились в разы. Плюс, на сегодняшний день нам удается разговаривать с арендодателями по сокращению издержек по аренде. Все это на сегодняшний день дает уже тот плюс, на который мы и рассчитывали.

Вопрос: Сейчас в результате получается три рекламных бюджета по трем сетям, нет никаких проблем в связи с этим?

Михаил Уржумцев: Рекламный бюджет — это вообще не проблема. Он может быть, а может не быть. На сегодняшний день по сети Taxi мы пытаемся изменить упаковку, сделать ее несколько иной, оставив концепцию продукта и ассортиментную линию и оставив того покупателя, который к нам приходит.

Мы сейчас меняем упаковку и, как нам кажется, она будет более соответствовать концепции, и будет более привлекательна для рынка. И когда мы изменим упаковку, тогда мы будем думать о рекламном бюджете Taxi.

 

А по Zarina и befree у них независимые бюджеты как были, так и остались.

В нашем бизнесе, когда есть рекламный бюджет — это очень хорошо. Но если есть хороший продукт в хорошей упаковке (под упаковкой я подразумеваю дизайн магазина и все, что с этим связано), то этого бывает вполне достаточно, чтобы быть успешным. Это в той ситуации, когда нет денег, нет возможности провести рекламную компанию. Это только моя точка зрения, не претендую на истину.

Последний год мы очень активно использовали свой рекламной бюджет. По befree мы первую половину 2008 г. работали с Андреем Аршавиным. Это имело очень большой успех. Хотя в феврале было полное неприятие, когда мы разговаривали с коллегами, они говорили: «Ты совсем что ли? Куда ты в женскую одежду мужчину, побойся Бога». А в мае-июне наступил фурор. У нас среди акционеров два шведских фонда, а мы помним, как Андрей разобрался со Швецией на чемпионате Европы. После этого наша компания в Швеции — это самая известная компания. Когда там говорят «Мэлон Фэшн Груп» — это та компания, которая работает с Аршавиным, все шведы говорят «респект, полный респект».

Могу сказать, что когда мы в прошлом году выпускали акции (допэмиссию среди существующих акционеров делали, на значительную сумму) этот рекламный ход очень повлиял на наших акционеров. Допэмиссию мы провели в ноябре месяце, когда уже ситуация была критичная, особенно на фондовых рынках, но единственная компания, которая была неприкосновенна для шведских инвестиционных фондов — это «Мэлон Фэшн Груп».

Второй сезон по befree мы отработали с братьями Запашными. Это был достаточно активный процесс. Сейчас по befree мы работаем с Гошей Куценко, в этом сезоне делаем совместную коллекцию. По Zarina мы работаем с Ренатой Литвиновой. Taxi мы пока оставляем до лучших времен.

Участники дискуссии: Владислав Гетта, IBRG Capital; Михаил Кокорич, "Уютерра" & "Чудодом"; Илья Уваров, "Белая дача" & "Зеленая страна"; Михаил Уржумцев, о покупке сети Taxi.

Дискуссия «Учитесь плавать. Опыт успешных M&A». Вторая серия

Дискуссия «Учитесь плавать. Опыт успешных M&A». Третья серия

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar